Протоиерей Олег Шленов23.02.2020
Неделя о Страшном Суде

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось о последнем суде Божьем. Господь говорит о том, что когда придет Сын человеческий, то разделит людей, поставив одних по правую сторону, а других по левую. И скажет тем, кто по правую: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» Тогда праведники обращаются с вопросом: «Господи, когда мы видели Тебя в таком положении?» Господь отвечает им: «Если вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». Потому что вы напитали голодных, напоили жаждущих, одели нагих, посетили тех, кто в больнице или в заточении. И также Он обращается к тем, кто стоит по левую руку: «Вы не напоили Меня, вы не накормили, вы не посетили, когда Я был в больнице или в заточении». И тот же вопрос: « Господи, когда же мы Тебя видели?» И Господь отвечает: «Если одному из малых сих не сделали - значит, не сделали Мне». «Придите, благословенные Отца Моего», - обращается Он к тем, кто стоит по правую руку. И «отойдите от Меня в огонь вечный», - с такими словами Господь обращается к тем, кто не исполнил Его заповедей ближним.

На первый взгляд может показаться, что определяющим является количество добрых или, может, злых дел, которые мы сделали или не сделали на земле. Но, братья и сестры, ни в коем случае об этой притче нельзя думать так, как о нашем человеческом суде. Совсем по-другому будет определяться наши вечная жизнь или вечная смерть, потому что эта притча о любви (как, наверное, и все притчи, которые говорил Христос).

Потому что если человек любит - он делает то, о чем говорит Христос. Если человек не смог возлюбить, как стоящие по левую Его сторону - значит, останется он вне Христовой любви. И действительно, это будет страшно. И не надо думать, что после Страшного Суда начинается наша участь. Нет, она начинается здесь, на земле. Если здесь мы сможем кого-то полюбить - значит, мы уже будем в раю и мы будем со Христом. Если мы можем сделать так, чтобы Божественная любовь засияла в нашем сердце - все добрые дела будут делаться легко, с радостью и удовольствием. Если же мы не сможем полюбить - то, хотя бы мы и делали что-то, это не принесет нам никакой радости.

Давайте вспомним апостола Павла накануне Великого поста, как он говорит о любви. Это действительно слова страшные: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, тогда все мои слова являются пустым звуком. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, если я имею веру, веру такую, что и горы могу переставлять, а любви не имею, то я ничто. Если я раздам все имение мое, если я отдам тело свое на сожжение, а любви не имею - то не будет мне в этом никакой пользы».

Подумаем над этими словами в преддверии Великого поста, когда будем накладывать на себя различные ограничения. Нам порой кажется, что сделав одно, другое, мы можем заслужить милость Господню. Но, как ни печально, этого не произойдет, потому что эти слова апостола Павла пронзают человека в самое сердце. Только любовь Божия важна здесь для нас, на земле, только она определяет будем ли мы со Христом или будем вне Его. Те же самые адские муки наступают для людей здесь и сейчас, когда они отвергают любовь и выбирают жизнь без любви. Ад - это и есть жизнь без любви. И, к сожалению, многие из нас могут ощутить это на своем собственном примере.

Наступает Великий пост. Пусть главным для нас станет не вкушение той или иной пищи, не количество тех или иных молитв, которые мы будем прочитывать и даже не количество служб (хотя, казалось бы, что может быть красивее, чем великопостная служба?) Пусть мы постараемся, если не возлюбить - то хотя бы не обижать своего ближнего ни словом, ни делом. Этим мы все сделаем большой шаг в сторону стяжания нашей главной цели. Давайте будем помнить о том, что является в нашей христианской жизни главным и для чего нужен Великий пост. Вот именно для этого, чтобы мы изменили отношение к нашему ближнему и старались хоть на секунду его возлюбить, и чтобы после этого поста шаг за шагом продолжать восхождение к вершинам Божественной любви.

Аминь. С праздником!

Отец Сергий Жиров23.02.2020
Неделя о Страшном Суде

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с Воскресным днём. «Никто не благ, – говорит нам Священное Писание, – как только один Бог» (Мк 10:18). Господь принял раскаявшегося благоразумного разбойника, принял его в Царствие Небесное. Он внял покаянной молитве мытаря, Он принял блудного сына, и мы с вами как православные христиане верим в то, что Господь простит и помилует нас с вами. Но и благоразумный разбойник, раскаявшийся мытарь и блудный сын имели глубокую веру, упование на Бога и искреннее чувство покаяния. Имеем ли мы с вами, братья, этот дар? На что надеются люди, проводящие свою жизнь в беспечности здесь, на земле? Господь по своему бесконечному человеколюбию к нам с вами даёт каждому человеку возможность здесь, на земле, познать вечность, своё человеческое назначение, а также благость и милость Божию. Но насколько Бог наш человеколюбив, благ, настолько же Он и справедлив, а значит, правда Божия восторжествует. Святая Церковь за неделю до Великого поста напоминает нам во всеуслышание, чтобы мы с вами хотя бы иногда приходили из состояния беспечности в трезвость, думали о своей земной жизни и о жизни будущего века. И наступающий Великий пост будет хорошим подспорьем человеку в этом деле. Критерием нашего с вами оправдания или осуждения на Страшном суде, ибо одни пойдут в вечную радость, а другие – в вечные мучения, будет наша с вами земная жизнь, наши с вами земные дела. Напоили ли мы жаждущего? Накормили ли алчущего? Приняли ли странника? Приняли ли доброе участие в жизни несчастных, нуждающихся в помощи людей? «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, – говорит Господь, – то сделали Мне» (Мф 25:40). Бог по Своему человеколюбию отождествляет Себя с каждым человеком, и то, что мы делаем ближним, всякому человеку, мы делаем Богу. И если мы не оказали помощи, доброго внимания ближним нашим, то мы не сделали этого Богу. Сегодня Святая Церковь напоминает нам о Страшном суде. Страшный суд – это не вымысел, это не выдумка для устрашения нашего, а это реальность, это факт, о котором свидетельствует нам сам Бог, сам Господь наш Иисус Христос. И внимая словам Церкви, мы с вами должны приходить в состояние трезвости. Но не от случая к случаю, а постоянно «бодрствовать и трезвиться», как говорит апостол Павел (1Фес 5:6), помня о том, что нас с вами ждёт праведный Судия. Никто из нас не знает час нашего исхода из этой жизни, встречи с Богом, но в то же время каждый из нас знает, что этот час неизбежен. И этой встречи с Богом не миновать никому из людей. Земная жизнь человека – это подготовка к вечности. И если будем мы с вами здесь с Богом, будем послушно исполнять Его святые заповеди, то и там мы будем с Богом. А если ослушаемся Его, то тоже пожнём плоды, но очень и очень горькие. Земная жизнь человека – это или шествие к Богу, или же уход от Бога. И путь к Богу – это молитва, пост, покаяние, смиренномудрие, осознание своей духовной нищеты, слёзы, милосердие. Идти узким путём к Богу – значит терпеливо переносить всевозможные укоризны, злострадания, за всё благодаря Бога, ни на кого не обижаясь, не делая никому из людей плохого чего-либо, а напротив, полагая душу свою за ближних своих. А если на то будет необходимость, то идти к Богу – значит пролить кровь за Него. И никто из людей на земле пусть не отчаивается в своём спасении, пусть никто не говорит, как повествует преподобный Ефрем Сирин: «Я много согрешил, мне нет прощения, для меня закрыто Царствие Небесное». Таковые пусть знают, что Бог наш есть Бог любви, Он сам Любовь, Он Бог кающихся и злостраждущих. Согрешили мы много, много покаемся, и Господь простит. Тысячекратно согрешили – покаемся, и Бог примет наше покаяние. Истинное же покаяние заключается в том, чтобы возненавидеть грех и удаляться от него. Бог радуется всякому нашему доброму делу. Особенно же Он радуется душе кающейся. «Приходящего ко Мне,– говорит Господь,– не изгоню вон» (Ин 6:37). «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28) в горнем мире, где в вековечной славе упокоеваются все святые Мои. Я упокою вас там, где тихо и безмятежно, где нет ни обижающего, ни оскорблённого, где нет ни греха, ни покаяния. «Плачьте, обратитесь ко Мне», говорит далее преподобный Ефрем Сирин. «Принесите покаяние, и Я упокою вас» - там, где нет ни труда, ни поста, ни слёз, ни забот, ни попечения, где нет ни дьявола, ни смерти, где вечная жизнь, мир, радость, упокоение, где восторг и вечное ликование во славе Божией.

Аминь. С праздником вас, друзья!

Отец Сергий Жиров15.02.2020
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры! Поздравляю с Великим двунадесятым праздником Сретения Господня! Праздник Сретения – это торжество всех праведников, ждавших спасительного пришествия Мессии и выстрадавших встречу с ним. И вот подвигом непрестанного ожидания Мессии стала жизнь боголюбца Симеона, который сподобился небесного откровения, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. Триста шестьдесят лет прожил сей Святой муж, два с половиной века он терпеливо ожидал исполнения этого Божественного обетования. И, наконец, Дух Святый ведёт его в Иерусалимский храм, в тот день и в тот час, когда туда Пречистая Богородица принесла своё сорокадневное дитя, Младенца Христа. И какой неизреченной радостью исполнилось сердце этого старца, когда узрел он Спасителя мира! Но каким надо было обладать зорким зрением, чтобы увидеть в этом маленьком младенце обетованное Солнце Правды, Искупителя всех народов. Старец Симеон был очень стар, телесные очи его уже давно приослабли, плохо видели, но духовное его око было незамутнено никаким грехом, ибо в чистоте и смирении проводил он свою необыкновенно долгую жизнь, исполненную любви и доверия к Богу, и потому-то он сразу увидел в этом младенце Бога. И сподобился сей старец необыкновенной чести от Бога – взять на руки Сына Божия, Спасителя мира! Святая церковь так и поёт в этот Праздник: «Веселися и ты, старче праведный, приемля в объятия Свободителя душ наших, дарующего нам Воскресение!».

Славянское слово «сретение» означает «встреча», и в лице старца Симеона человечество встретилось с Богом, а русские люди - мы с вами заметили, что в сей праздник зима встречается с весною, и в этом видится глубокий смысл. Чем было для человечества пришествие Сына Божия, как не благодатною весною, наступлением благодатной весны, когда под живительными лучами Солнца Правды стали расцветать и души человеческие!

В Иерусалимском храме Богомладенца Христа встречали старец Симеон и пророчица Анна – это были последние праведники Ветхого Завета, а чем был для человека Ветхий Завет, как не суровой буквой закона? Но «буква убивает», - говорит апостол Павел, и только «Дух животворит».

Это было время, леденящее человеческие души отступлением, удалением от Бога. И в час Сретения Господня отмирал Ветхий Завет и возрастал Завет Новый. Старца Симеона ждала скорая смерть, Богомладенец же Христос возрастал, чтобы воскресить падшее человечество к Вечной жизни.

Нам с вами, братья и сестры, живущим в Новом Завете, уже не надо веками ждать пришествие Спасителя – Господь пришёл, и Он всегда посреди нас. Это мы с вами в силу своей, наверное, холодности сердца забываем навестить тех, кто нуждается в нашей помощи. Но Человеколюбец Бог - Он никогда, никого и ничего не забывает. Христос – добрый Пастырь человеческих душ. Он, как и тогда, и до скончания века будет обходить и города, и веси, созывая заблудших овец. Он и ныне, всегда, денно и нощно стучит в двери наших сердец. Вернее, Всемогущий и Всесмиреннейший Бог просит человека впустить Его в сердце, и стоит только человеку открыть духовные двери, как он встретится с Богом. Но как мы с вами, братья и сестры, далеки от святого Симеона Богоприимца! На наших духовных очах по-прежнему лежит бельмо греха, наш духовный слух затворен пробками нашей гордости. Чудеса, никакие очевидные знамения не помогут человеку прийти к Богу, если сам человек не захочет обратиться к Богу и прийти к Нему.

Вспомним повествование евангелистов о совершении Христом величайшего чуда - изгнания легиона бесов из бесноватого. И что же жители этой страны, города Гадары? Они пришли ко Христу, последовали ли они за ним? Нет, но весь город пришёл к Нему и, увидев Его, просили отойти от пределов города. Их желание жить такой доброй земной жизнью закрыло от них путь спасения.

Так и сегодня люди, обременённые всевозможными житейскими заботами, земною радостью, тоже порой пугаются Бога и при встрече с Ним говорят: «Отойди от пределов наших, не мешай нам жить земною жизнью». Но, может быть, кто-то из нас скажет: «Всей душою, всем сердцем хочу видеть Бога! На всех путях хочу найти его и следовать за Ним! Что мне делать?». Пусть такие люди почаще открывают Слово Божие, Евангелие, и там, в словах Христа они найдут указание, куда идти и как найти Бога.

В Иерусалимском храме Богоприимец Симеон встречал Богомладенца Христа, и в домах Божьих, в храмах православных для человека всегда открыты двери для встречи с Богом.

Святая Церковь, основанная Спасителем Христом, твёрдо хранит все Божественные заповеди, и Господь всегда пребывает среди Своих людей по Его неложному слову: «Кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцем Моим, и Я приду к нему, и обитель у него сотворю». Где, как не в храме Божьем, человеку легче всего встретиться с Богом? Здесь на нас смотрит лик Спасителя, лики Святых угодников Божьих. Здесь, невидимо для человека, но зримо для духовного ока человека совершается молитва, присутствует Сам Господь. Здесь, в храме Божьем, совершается Божественная Литургия, где человек не только может встретиться с Богом, но даже и соединиться с Ним, достойно приобщаясь Тела и Крови Его во исцеление души и тела и во спасение наших душ!

Мы с вами, братья и сестры, живём уже в искупленном мире. За нас, за каждого человека страдал, проливал Свою пречистую кровь и умирал на Кресте Господь. И при встрече Богомладенца Христа Симеон предрёк Пресвятой Богородице, что «Тебе самой оружие пройдет душу», и Она, Пречистая Божия Матерь при Кресте проливала свои пречистые слёзы. И до скончания века Она будет проливать слёзы и молиться за тех, кто отступает от Бога, кто заблуждается в своих жизненных путях.

И хотим мы с вами, братья и сестры, или не хотим, каждый человек - хочет ли он или не хочет, но одна встреча с Богом предстоит каждому из нас в час смертный. И горе тому человеку, кто за всё время, отведённое ему земной жизнью, не нашёл времени для спасения души.

И, встречая в Иерусалимском храме Богомладенца Христа, Богоприимец Симеон возрадовался и возвеселился, хотя и знал, что сразу после этой встречи он умрёт. Узрел он Божественное спасение. Симеон был праведный, а потому и смерть предстала ему как долгожданная весна освобождения, как открывающему двери райские.

И если каждый человек, каждый из нас встретится с Богом, - а для этого человеку со стороны Бога дано всё, - и пойдёт за ним, то непременно Господь возлюбит нас, помилует нас, дарует нам добрую, христианскую кончину и сбудутся на нас слова пророка Давида смертные: «не убоюся зла, яко Ты со мною, Господи, Спаситель наш». Аминь.

Протоиерей Олег Шлёнов16.02.2020
Неделя о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали евангельское чтение - притчу о блудном сыне. У одного отца было двое сыновей, было имение. И в какой-то момент младший попросил: «Отче, дай мне наследство». Отец выполнил его просьбу, и младший сын ушел далеко, чтобы в беззаботной жизни быстро истратить все, что у него было. Он начинает нуждаться, он начинает понимать, что даже слуги в доме отца живут лучше, чем он и решает возвратиться. И, когда он только подходил, отец увидел его и с радостью принял, дал лучшие одежды, устроил пир, даже попытался умиротворить старшего брата, который начал роптать, со словами: «Этот мой сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Братья и сестры, эта притча – настоящее откровение о Боге и человеке. О том, как Господь относится к своему творению, к нам, его чадам. В Ветхом Завете мы могли с вами прочитать, что Господь - это Вседержитель, это Творец, это Мздовоздаятель, это грозный Судия, который карает, и карает порой до смерти тех, кто его ослушался. И вот приходит Христос и говорит: нет. Господь - это любящий отец. Он принимает каждого. Как бы он ни согрешил, как бы низко ни пал, какие бы ни были его преступления - всегда можно найти прощение в доме любящего Отца. И еще Он никого не карает. Если мы внимательно посмотрим на эту притчу, мы поймем, что нельзя говорить о том, что Господь кого-то наказывает или карает. Этот сын ушел сам, он сам сделал так, что на него обрушились нужда, беды и скорби. Часто так бывает: не Господь наказывает, а мы сами, своими собственными руками навлекаем на себя всяческие искушения, продолжаем жить на стороне далече и не хотим идти обратно к отцу, и пределом наших мечтаний очень часто являются те самые свиные рожки, о которых говорится в этой притче. И вот нам надо это осознать. Нам надо понять, что мы еще находимся далеко. Ведь Царство Отца - там, где свет, мир, добро, красота и радость, а мы предпочитаем этот мир. Часто мы думаем, что в нашей суете, в наших постоянных обидах, недоумении, в нашей суетной жизни и заключается смысл ее. Но совсем не так. Часто в человеке живет то самое стремление к этому Царству Отца. И оно никогда не умирает. И порой в этой суетной жизни мы понимаем, что живем не так. И дай нам Бог силы возвратиться вновь в эту светлую и радостную жизнь. Господь для нее нас сотворил. И Он дал нам все для этого. Но почему-то вновь и вновь мы предпочитаем страну далече и уходим в иную жизнь от Любящего нас навеки.

Скоро начинается Великий пост - время, когда Господь предлагает нам возвратиться в Отчий дом для того, чтобы с радостью и любовью быть вместе. Быть вместе с каждым, как и задумано Им, и быть для нескончаемой радости, для блаженного Царства в вечной жизни.

Аминь. С праздником!

Протоиерей Олег Шленов09.02.2020
Неделя о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено притче о мытаре и фарисее, и Божественная Литургия предлагает нам вдуматься в эту притчу.

Господь говорит о том, как два человека пошли помолиться в храм – фарисей и мытарь. И фарисей, став перед Богом, говорил: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди - обидчики, прелюбодеи, злодеи, разбойники. Я соблюдаю всё заповеданное, не делаю ничего плохого и за это Тебя славословлю». И, по слову Спасителя мытарь, не смея даже глаз поднять наверх, только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив буди мне грешному!»

И вот нам предлагается посмотреть внутрь себя и понять - не то же ли мы на самом деле. Веками воспитанные на христианской культуре, мы учились говорить правильные слова и порой по несколько раз в день произносим: «Боже, милостив буди мне грешному». Но, если посмотреть внутрь себя, то окажется не так всё просто. Мы можем сознавать себя людьми грешными, мы можем искренне каяться на исповеди, мы можем действительно на словах считать себя ниже других людей, но где-то в подсознании (может быть даже сами мы не можем этого осмыслить) таится тот самый фарисей, о котором в притче говорил Христос. В другом месте Господь говорил, что по плодам познаётся душа человеческая и его сердце. Давайте посмотрим на то, как мы порой себя ведем. Мы бываем очень нетерпимыми к другому мнению. Нам кажется, что мы мыслим лучше всех остальных, правильней и совершенно не слышим порой человека, который находится в это время близко с нами. Мы порой очень любим учить других людей, может, сами не исполняем чего-то, но зато мы знаем, как правильно и стараемся это сказать тем, кто окружает нас. Мы нетерпимы к падениям и грехам того человека. Поистине, здесь вспоминаются другие слова Христа о том, что мы видим «сучок в глазе своего брата, а бревна своего не замечаем». А теперь представьте себе, если эти проявления будут реализованы в нашей хотя бы семейной жизни, или с друзьями, или с родными нашими, или с детьми. Ведь может порой получиться так, что вместо доброго чего-то (научение, желание оградить кого-то от греха) мы можем сделать только хуже. И здесь вспоминается пословица, что порою благими намерениями вымощена дорога в ад. Мы стараемся вести в рай наших ближних, но порой забываем, что рай находится внутри нас, и здесь уже можем его стяжать, а не за гробом, и создаём вокруг себя адскую обстановку. Порой с нашими людьми не хочется и общаться. Вот здесь, в нашем храме, немного семей, когда бы пришёл муж, жена и дети. Но, поверьте, если бы мы вели себя по-христиански и жили по-христиански, старались всё исполнить по Евангелию, то мы привели бы сегодня в храм и жен, и мужей, и наших детей, потому что все бы последовали за нами. С человеком евангельской кротости и вот этого самого мытарева смирения хочется всегда быть рядом, близко, хочется самому чему-то научиться от таких людей. И благодать Божья, почивающая на них, влечёт и к ним, и к духовной жизни тех, кто их окружает. Достаточно посмотреть на наших праведников. Сколько они народу привели к Богу через то, что сами стали праведниками, сами стали святыми людьми! Давайте задумаемся над этим, братья и сёстры. Фарисеева гордыня мешает жить и нам самим, и тем людям, которые находятся вокруг нас. Давайте постараемся предстоящим постом что-то сделать с этой гордыней, чтобы не по словам только, а по самой сути своей из глубины своей души, из глубины своего подсознания искренне воскликнули, поверив Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Аминь. С праздником!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »