Проповеди

shlenov28.08.2018
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем Успение Божией Матери. Мы с вами знаем, что в каждом храме самое большое количество икон посвящено Божией Матери.

Божья Матерь держит на руках Своего возлюбленного Сына и этот образ уже два тысячелетия является символом той самой Божественной любви, которая и привела Христа на землю.

Это образ той самой материнской любви, которая призвана отдавать. Мы знаем, что Божия Матерь догадывалась, что никогда ее возлюбленный Сын не будет принадлежать Ей. Еще святой праведный СимеонБогоприимецпредрек Богоматери, когда Младенец Христос был принесен в храм: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». (Лк. 2, 35). Многие толкователи Евангелия считают, что Праведный Симеон пророчествовал Ей о том, что тот нож, оружие – это и скорбь, и печаль, и горе, которые Она переживет в своем сердце во время Креста и страданий Ее возлюбленного Сына.

Мы знаем, что на праздник Пасхи Мария и Иосиф с двенадцатилетним Иисусом отправились из Назарета в Иерусалим. По окончании праздника Иосиф и Мария пошли домой, Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария не заметили этого, так как думали, что он идет с родственниками или другими детьми. Обнаружив, что Иисуса нигде нет, они вернулись в Иерусалим. Только через три дня они нашли Иисуса в храме. Оказалось, что Иисус сидел среди учителей и разговаривал с ними на равных, что приводило всех в изумление. Пресвятая Мария подошла к Нему и сказала: «Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великой скорбью искали Тебя?» (Лк.2, 48). На это Иисус ответил: «Зачем же вам было искать Меня?Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2, 49). Тогда Иосиф и Мария не поняли Его слов, но Мария сохраняла в душе своей все, что Он говорил.

В Евангелии есть и другой пример, когдаПресвятая Мария переживала за Своего Сына: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне. Желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и матерь» (Мф.12, 46-50). Божья Матерь понимала, что и Ее любовь и любовь Ее Сына в том, чтобы отдавать Себя другим.

Мы с вами пришли на этот праздник Божией Матери, чтобы тоже ощутить Ее любовь, Ее заступничество за каждого из нас пред Сыном, ощутить Ее материнскую любовь и любовь Ее Сына. Материнскую, именно потому, что на Кресте Господь Иисус Христос усыновил нас всех Своей Матери в лице Иоанна Богослова, когда сказал: «Се, Матитвоя», – а Матери сказал: «Се, сын Твой». С Креста весь род человеческий Христос усыновилСвоей Матери. С тех пор мы с вами являемся сыновьями и дочерьми Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Богородицы. Все мы призваны к обожению. И Божия Матерь нам в этом помогает и не оставила нас даже по Своем Успении.

Дай Бог, чтобы и наша любовь не истощалась, а Божественная любовь и материнская любовь Божией Матери нас не оставляла. Ведь, как говорил апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13. 1).
Аминь!

Проповеди

shlenov12.08.2018
Неделя 11-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, на Божественной литургии, мы с вами слышали Евангельское чтение, в котором Господь рассказывал притчу о приобретении Царствия Небесного.

Один человек должен был одному богачу очень много денег и когда тот захотел посчитаться со своим должником, то тому нечем было платить, и ему грозила продажа всего имущества, членов семьи и продажи самого себя в рабство доуплаты долга.

Тогда должник возопил к тому, кому был должен: «Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф.18, 23). И государь простил ему его большой долг, проявив милость к нему и его семье. Дальше мы слышим в Евангелии: «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф.18, 27-30).

Об этом доложили «государю» и он разгневался на прощеного им должника и наслал все кары на него. Конечно, нам понятен смысл этой притчи: Господь нам все прощает, какие бы грехи мы не совершали в жизни. Нет такого греха, который бы нам не был прощен в покаянии на исповеди, когда мы припадаем ко Христу в слезах раскаяния о своих прегрешениях и больше не возвращаемся к ним. Господь все нам прощает.

В жизни, особенно между близкими людьми, бывают ссоры, обиды, долги и мы не всегда прощаем своим обидчикам, своим должникам, в то время, как Господь нам все прощает. Часто речь идет даже не о прощении какого-то конкретного проступка нашего ближнего, но часто просто о не принятии этого ближнего со всеми его немощами и со всеми его недостатками. У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, свои прегрешения, но мы с вами не замечаем своих слабостей, а начинаем судить и рядить за слабости тех, кто вокруг нас. Делаем мы так потому, что видим недостатки ближнегои видим, что он отличается от нас, но тем самым мы вредим своей душе.

У нас может не быть большого порока, тогдамы не видим в себе плохого и кажемся себя чистыми внутри, но при этом нас может одолевать гордыня, самолюбие. Диаволу только этого и надо от нас, чтобы мы были безупречны в своих глазах, превозносились над другими и все, больше ничего и не нужно. Душа наша уже поражена греховной болезнью. Все это так портит нашу жизнь.

Ведь всякая жизнь, и семейная, и общественная, и межгосударственная, сводится к тому, что мы не можем принять другого человека с его немощами. Совсем по другому поступает Господь, Он принимает нас такими, какие мы есть.

Часто наши немощи обусловлены разными вещами: наследственностью, болезнью, травмами детства и многим другим.

Как бы было хорошо, если бы мы помнили и понимали, что Господь любит нас всякими и нам надо уметь принимать своих ближних, все им прощать.
Аминь!

Проповеди

shlenov17.06.2018
Неделя 3-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, , сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором читался отрывок из Нагорной проповеди Христа. Это обращение Спасителя к народу, в конце которого прозвучали слова: «ИщитежепреждеЦарстваБожия и правдыЕго, и это все приложится вам (Мф.6, 33). И вот эти слова в Евангелии звучат очень часто. Иногда говорится о Царствии Божием, о Царствии Отца, но все они суть есть Царство Небесное, о котором постоянно говорит Иисус Христос. Об этом и все Его притчи. Можно даже сказать, что ради проповеди Царствия Небесного Он и приходил сюда к нам.

Постепенно, понятие о Царствии Небесном становилось у нас все менее понятным, чем было у первых христиан. В молитве Господней мы слышим: «Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…».

Что же это для нас означает? Ведь часто мы по привычке, механически, произносим эти слова, не задумываясь о сути того, чтоже мы просим. Конечно, это трагедия для нас ,и может быть,это отдельный разговор и отдельное обращение на самого себя, внутрь себя, чтобы наши молитвы зазвучали со смыслом. Но, каждый раз, когда мы произносим молитву «Отче наш», а произносим мы ее не один раз в день, а чаще, мы просим: «…да приидет Царствие Твое…».

Древняя Церковь понимала Царствие Божие, как встречу с Богом, и тогда не нужно было никаких толкований, все было - абсолютно самоочевидно. Чем же еще может быть для нас Царствие Божие, как не встреча со Христом.

Когда человек встретился с Богом, когда обновился в купели и сошел на него Дух Святой, тогда человек после этой встречи, после восшествия в Царствие Небесное, живет новой жизнью, жизнью светлой, чистой, жизнью с Богом. В новой жизни он радуется тем дарам, которые подает ему Господь, он ощущает благодать в своем сердце, и свет Христов озаряет всю его жизнь.

В своей жизни мы можем спотыкаться, мы можем изменять Царствию Небесному, но главное, чем должна стать наша жизнь – это жизнь в этом Царстве, стремление к Нему, вхождение в Него вновь - через покаяние.

Есть только одно видимое воплощение Царствия Божьего здесь, на земле – это Божественная литургия, на которой мы находимся сейчас. В начале Литургии священник произносит слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа» и мы, находящиеся здесь, входим в это Царство Небесное, потому что Господь с нами и, уже видимо, это происходит во время Причащения. Всегда, когда мы с вами в единении с Господом, мы чувствуем единение и между собой. Мы чувствуем тогда благодать Святого Духа, которую обещал Господь своим ученикам. Я, конечно, говорю о чувстве идеальном, которое должен испытывать каждый человек, приходящий в храм. Но эти чувства тоже забываются. Поэтому мы не причащаемся все вместе, поэтому и забываем о том, что для нас есть Царствие Божиеи где мы можем найти Его здесь на земле.

Хорошо, что родители приносят своих младенцев на Причастие, но печально, что сами при этом не причащаются. Что означает такая отстраненность родителей от Причащения?

Они как бы говорят: «Господи, возьми в Твое Царствие моего маленького ребеночка, но не надо брать меня, я останусь поодаль от Твоего Царства». Это совершенно не правильно.

Давайте подумаем над тем Евангелием, которое было прочитано сегодня. Эти слова: «Ищите же прежде Царства Божия… и все остальное приложится вам», можно повторять вновь и вновь, ведь Царство Божье внутри нас и воплощается оно здесь, в Церкви Христовой.

Помните об этом, братья и сестры. Постараемся быть едиными со Христом, соединяясь с Ним на Литургии в Таинстве Евхаристии, постараемся помнить всегда, что мы живы только тогда, когда мы в Боге, когда мы в любви со Христом и друг с другом, когда мы с благодатью Святого Духа.
Аминь!

Проповеди

shlenov05.08.2018
Неделя 10-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Иисус Христос исцелил бесноватого отрока по просьбе его отца. Отец этого отрока приходил до этого к ученикам Христа, к апостолам, но они не смогли ему помочь.

После того, как Иисус изгнал беса из отрока, ученики приступили к нему и спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф.17, 19). На что Иисус отвечал им: «…по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 20-21).

Давайте задумаемся, братья и сестры, и мы о том, какова наша вера в Господа Иисуса Христа. У большинства из нас, наверное, складывается в душе так: мы признаем то, что Господь Творец и Промыслитель, мы знаем, что Он слышит наши молитвы, иногда Он помогает нам в каких-то наших просьбах. Также мы знаем, что Он обещает загробную жизнь, где праведным Он даст войти в Царствие Небесное, а грешников ждет ад.

И вот, для того, чтобы услышаны были наши молитвы, чтобы была лучше наша загробная участь, мы приходим молиться в храм, исповедоваться, причащаться, мы соблюдаем посты, читаем утренние и вечерние молитвы и, по возможности, исполняем Божии заповеди.И казалось бы, вот и все это есть самое главное в нашей вере.

Но как же порой все это оказывается ошибочным. Господь говорит в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; … И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14, 12-14).

Еще Господь научает: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4, 8).

Если же следовать Господу Иисусу Христу, Его словам, Его делам, то надо посвятить свою жизнь Ему одному. Ведь апостолы оставили все ради Христа и ходили в проповеди о Нем, свою жизнь изменили ради Христа, отдали себя на служение Христу и Его Церкви.

Нет и ни одного святого, который бы жил одними своими желаниями. В их сердцах горела такая любовь, которая не могла оставаться внутри и должна была излиться на Бога и ближних. Христианская жизнь – это жизнь для тех, кто окружает нас, это жизнь для всего мира, но не для себя.

Когда Господь говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19. 16), то это не значит - просто раздать то, что у нас есть, нет. Эти слова о жизни не для себя лично, а для других, о жизни по христианской любви. Такова была жизнь самого Господа Иисуса Христана земле. По любви к каждому человеку он отдал Самого Себя на страшные мучения, на крестную смерть.Вот такова должна быть наша вера.

Чтобы понимать это, нам надо чаще обращаться к Евангелию. Мы читаем Евангелие, можем что-то процитировать, но по сути, как малоиз него мы что-то исполняем.

Ведь Евангелие –так глубоко, так как к нам, напрямую, обращается сам Бог Отец.Он говорит устами Сына Своего, Господа Иисуса Христа: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его…Видевший Меня видел Отца»(Ин.14, 7-9). Но как часто эти слова остаются нами не услышанными, как часто слова Христа не касаются нас, потому что мы не хотим отдавать самих себя. Нам хочется, чтобы наши прошения к Богу исполнялись, наши молитвы были бы услышаны, так как нам хочется жить хорошо и здесь и там, после смерти нашей. Именно поэтому такой пустой и унылой бывает наша вера. Мир не знает радости в любви, в той любви, которая наполняет душу, которая дает радость отдачи себя другим.

Всем вам – мира, радости, покоя в преддверии Царствия Небесного.
Аминь!

Проповеди

shlenov10.06.2018
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Всех святых в земле Российской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, , сегодня мы празднуем память всех святых в земле Российской просиявших. Вот как сказано в тропаре об этих святых: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».

>Русские святые - это плод красный спасения на Руси Господа нашего Иисуса Христа. Если вспомнить притчу Христа о семени, где говорится о том, что иное семя упало у дороги, иное в каменистую почву, а иное в почву добрую и принесло великий плод, то великий подвиг принесенного плода засвидетельствован в тропаре всем русским святым, который мы слышали сегодня и вчера на Всенощном бдении.

>Святые для Церкви - это всегда ориентир, это всегда пример для нашей жизни. И если мы посмотрим с мирской точки зрения на жизнь какого-нибудь святого, то мы увидим, что эта жизнь была не легкой и даже порой несчастной.

Действительно, какой светский человек назовет счастливымипрпп.Зосимуили СавватияСоловецких. которые строили монастырь в сложных условиях дикого Севера. Разве можно назвать счастливым человеком юродивого Василия, который ходил без одежды зимой на посмешище всех окружающих людей – только для того, чтобы говорить правду, которую неприятно всем было слышать. Как можно назвать счастливыми наших новомученников и исповедников российских, которые погибли в лагерных застенках, претерпевая голод, холод, издевательства и мучения.

Но если мы посмотрим с евангельской точки зрения, то есть с христианской, то поймем, что все эти люди сподобились Царствия Небесного уже здесь, на земле. Разве можно нам превзойти радость преподобного Серафима Саровского, преподобного СилуанаАфонского, которые светились изнутри Божественным светом и действительно,еще на земле, пребывали в том Царствии, которое принес Христос.

Разве можно словами передать покой души всех замученных за Христа, но не предавших и не отрекшихся от Него, и оставшихся верными Емудо конца. Если мы будем пытаться подражать их жизни, это значит, прежде всего, что вся наша деятельность, все силы нашей души, мы должны направить не во вне, а внутрь себя.

Мы видим, как живет окружающий нас мир, мы видим, к чему стремятся люди – достичь славы, почета, богатства, и эта кипучая деятельность протекает с утра и до вечера. Нам кажется, что нам нужно благополучно устроиться и спокойно жить и, только тогда Господь нам даст Царствие Небесное. Вспомним о наших соотечественниках, живших на этой самой земле, в этих же самых условиях, и мы увидим, что ни у кого спокойной жизни не было.

Поэтому, братья и сестры, будем вспоминать слова Христа: « Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу своюради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8, 35).И, действительно, так мы порой видим людей успешных и богатых, но несчастных внутри.Если же жизнь наша будет направлена внутрь нас, как у тех святых, память которых мы совершаем сегодня, и если душа наша будет знать Царствие Небесное, то это превысит все земные богатства и земной почет.

Это самое главное в нашей жизни. Господь Иисус Христос всегда говорил об этом, и в Евангелие - тоже об этом, да и вся наша духовная жизнь - в этом.

Как стяжать покой нашей душе, как добиться радости неизреченной, которую дает Господь? Как не просто исполнять заповеди Божии, когда вокруг столько искушений, столько соблазнов: много людей опережают нас в безумной гонке за деньгами, за материальным благополучием, и мы, порой, тоже увлекаемся этим и, теряем в духовной жизни.

Но давайте взирать на тех, кто прославил нашу Церковь и помнить об их радости, помнить о том, что они достигли Царствия Небесного, и стали по настоящему счастливыми, уже здесь на земле. Взглянем на образ преподобного Серафима Саровского – на свет его души, исходящего из его глаз, из всего его лика. Ведь все, кто приходили к нему, видели этот свет его души, стремились к нему. Надо желать и верить, что и нам дано стать проводниками Божественного света в этот мир, нам дана возможность быть причастниками Божественного мира, но только в том случае, если наша духовная жизнь в союзе с Царствием Небесным.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »