Проповеди

shlenov23.04.2017
Неделя 2-я по Пасхе
Апостола Фомы

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры,сегодня мы вспоминаем событие, которое произошло на восьмой день после Пасхи, а именно, уверение апостола Фомы.

Прежде вспомним предшествующие события. Иосиф Аримафейский пришел к Пилату и просил его, чтобы ему отдали тело Спасителя, Который только что умер на Кресте. Пилат распорядился отдать тело. Евангелие нам говорит, что неподалеку от места, где был распят Христос, была пещера – грот, в которой еще никто не был положен и вот, Иосиф омывает тело Иисуса Христа, а Никодим, беседовавший соХристом ночью, приносит положенные при погребении ароматы. Они умастили тело Спасителя, обвили Его пеленами и положили во гроб. Было это в пятницу вечером. В субботу была иудейская пасха, по всем иудейским законам в этот день нельзя было приближаться ко гробу и производить какие-то действия с усопшим.

Только иудейская пасха минула, рано утром, в первый день недели, жены - мироносицы идут ко гробу и видят отваленный камень, и недоумевают,но входят в пещеру и понимают, что тела Спасителя нет. Они расстроились, не понимая, что произошло и бегут к ученикам. Ученики не поверили, но апостол Петр и другой ученик, которого любил Иисус, побежалико гробу. Они входят во гроб и видят только пелены, которыми повивали Христа, но не видят Его тела. И вот Иоанн Богослов пишет позже, что он именно здесь, в этот момент уверовал, что действительно Господь восстал из мертвых. Иоанн и Петр, «дивясь сам в себе происшедшему», идут возвестить это ученикам.

Мария же стояла и плакала у гроба, но здесь к ней являются два ангела, которые говорят, что не надо плакать, и тут самХристос является ей.

Мария принимает Его за садовника, но услышав от Него: «Мария!», восклицает: «Учитель!». Она, еще не веря своей радости, видимо сделала движение, чтобы обнять любимого Учителя, но Он останавливает ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20, 16-17). Мария Магдалина идет к ученикам и рассказывает все это.

И вот в этот день, первый день недели, вечером, через отворенные двери к ученикам входит Иисус, исполнив их радости и удостоверяя их в Своем воскресении. Среди учеников в этот момент не было только Фомы.

После, на уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20, 25)

По прошествии восьми дней, после Христова Воскресения, мы вспоминаем чудо уверения апостолаФомы, когда Христос является своим ученикам и обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20, 27).

И вот здесь Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20, 28).

На это слышит в ответ от Христа: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блажен ныне видевшие и уверовавшие» (Ин.20, 29).

Апостолы после сошествия Святого Духа и укрепляемые Им, понесли весть всем народам о воскресении Христовом. Они говорили то, что знали, что видели, что осязали, и проповедь апостольская имела такое значение потому, что их воспринимали, как свидетелей. Они передали радость и весть о воскресшем Господе Иисусе Христе по всем тогдашним землям. Всюду, где они могли физически дойти, они делились тем, что знали точно, наполняя радостью, верой тысячи и тысячи людей. Те же приобщившись к этой вере, несли ее уже другим людям, которые не видели Христа, но веровали и были блаженны по слову Христа. И эта весть дошла до нас, и мы ее услышали и собрались здесь, чтобы вспомнить чудо уверения апостола Фомы.

Мы же, как и апостолы должны нести эту весть дальше, делиться этой самой радостью воскресения Христа, и верить в Него, так как, по слову апостола Павла: « Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15,13–14).

Апостол Павел не был свидетелем жизни и воскресения Христа, но в чудесном видении удостоверился в этом. Мы, принявшие эту весть, должны нести ее дальше и не смущаться, что не всех сердец касается то, о чем свидетельствовали апостолы не только словами, но и жизнью своей, потому что и слова апостолов достигали не всех.

Не будем забывать и слова Спасителя в притче о Лазаре и богаче: ««Если Моисея и пророков не слушают, то если и мертвые воскреснут, не поверят» (см. Лк. 16, 29–31).Те же избранные, которых собрал сам Господь, просвещены этой радостью, этим светом Воскресения. Пусть и наша вера будет верой Воскресения, верой радости о Христе Воскресшем.
Аминь!

Проповеди

shlenov09.04.2017
Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры наступило время нам оглянуться назад и попытаться понять,чего же мы достигли во время Великого поста. Уже можно сказать, что пост окончен, хотя правила поста должны быть соблюдены еще неделю, когда нельзя нам вкушать определенный вид пищи, но пост и богослужения стали совсем другими.

Мы с вами все это время поста готовились именно к этим дням, дням восхождения нашего Спасителя на страдания, и если вчера мы вспоминали о воскрешении Лазаря, то сегодня празднуем вход Господень в Иерусалим.

Всев пост старались очистить свою душу для того, чтобы быть вместе со Христом, чтобы быть вместе с Его учениками и, не глазами, не устами, а своею душою прикоснуться к тому, что претерпевал Господь наш Иисус Христос. Потому что только через богослужение, через наше участие в нем, мы приобщаемся к Его тайнам, приобщаемся к жизни божественной, становимся ее свидетелями и сопричастниками.

Сегодня мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь Иисус Христос входил в Иерусалим. Толпы людей встречали Его, постилали свои одежды под ноги Его, резали ветви из деревьев и приветствовали Его, как вошедшего в Иерусалим Царя.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит, что это было потому, что народ слышал о воскрешении Лазаря, и народ встречал Его, как Царя, как того человека, Который может изменить их жизнь, может сбросить ненавистное римское иго. Люди рассуждали так: если Он творит такие чудеса, то Он может принести благо Израилю.

И все эти люди были в дальнейшем разочарованы в Нем, даже разозлены из-за того, что возлагали на Христа свои политические ожидания, а Он - не собирается никого свергать.

Никто не понимал, что Господь пришел на землю не как политический вождь, не как земной царь, а как Царь Царства Небесного. Все вознегодовали на Него, почувствовали себя обманутыми и отвернулись от Него, когда Он был предан в руки Пилата.

Именно поэтому никого не осталось с Ним во время Его страданий, и при Кресте стояли совсем немногие – Его мать и любимый ученик.

И вот для того, чтобы восполнить число этих учеников, нам надо приобщиться к страданиям Христа, с чистой душой пройдя поприще Великого поста. Надо быть в храме не только сегодня, в великий праздник, когда мы Его встречаем с ветвями, как бы вместе с теми людьми, которые 2000 лет назад хотели возвести Его на царство.

Со Христом мы должны быть всегда, и во время Его страданий, и во время Его Распятия, и во время Его Воскресения.

О Воскресении тогда не знал никто из его учеников, но нам теперь известно, и поэтому не только в праздник Пасхи надо быть всем вместе, но и разделить всем вместе с Господом Его путь на Крест. Именно поэтому нужно быть в четверг с утра на Литургии, ведь это Тайная вечеря, которую совершил Господь накануне Своих страданий со своими учениками, и дай Бог, чтобы мы тоже влились в число этих учеников. В четверг вечером начинается богослужение в семнадцать часов, и на нем мы станем свидетелями Христовых Страданий на Кресте, мы услышим Евангелия, в которых говорится о Его беседе с учениками, мы услышим о предательстве Иуды, мы услышим о том, как все оставили Его: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15, 34). И, наконец, в пятницу, в семнадцать часов, состоится богослужение, на котором будет Погребение Плащаницы Христа.

Иосиф Аримофейский, один из учеников Христа, попросил у Понтия Пилата тело Иисуса и сняв Его со Креста, исполнил все, что подобает совершить с умершим и вот, давайте тоже присоединимся к этой процессии Погребения Христа, тоже пройдем с вами этот путь положения Его во гроб, из которого Он иВоскреснет.

Наша радость и торжество от Воскресения Христова будут полными и всеохватывающими именно, когда мы поучаствуем в событиях, предшествующих Его Воскресению.

Поэтому, братья и сестры, у кого есть возможность, освободите эти три дня для участия в этих богослужениях. Может,удастся что-то поменять с работой, может преодолеть свою лень, может,иные приложить усилия, но всячески надо постараться в эти дни быть на богослужении, потому что только так мы будем в числе Его учеников и будем радостными свидетелями Воскресения Христова.
Аминь!

Проповеди

shlenov02.04.2017
Неделя 5-я Великого поста
Прп.Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в пятое воскресение Великого поста празднуется память святой преподобной Марии Египетской. Многие из вас знают ее житие, тем более, что каждый год в храме читается это житие с амвона на богослужении, в четверг пятой седмицы поста, при чтении всего Великого Покаянного Канона Андрея Критского. Мария была грешницей и, более того, до своего обращения, ей нравилась эта жизнь. Она грешила не потому, что у нее были стесненные обстоятельства или она голодала, нет, ей нравилось жить в этой атмосфере внимания мужчин и пития вина, совершенно не утруждаясь и не нуждаясь ни в чем.

И вот, однажды, сила Божия не дала ей войти в храм, и перед Марией встал выбор. Встал выбор своего дальнейшего образа жизни, выбор того, что же ей дальше делать и, окинув свою прежнюю жизнь, она ушла в каменную пустыню Палестины, чтобы там провести десятилетия, борясь с искушениями, которые у нее возникали.

Всегда, когда мы читаем чье-то житие или евангельскую притчу, или высказывание святого отца, то перед нами всегда должен стоять вопрос: как же мы можем применить это к нашей жизни?

Конечно, мы не должны уходить в пустыню, ведь у каждого из нас есть свои обязательства, есть мужья, жены, дети, родители, внуки. Мы не можем просто так все оставить и уйти, даже если бы сильно захотели, даже если бы внутри нашей души появилась подобная тяга к подвижничеству.

Нет, нам нужно спасаться здесь, в своих семьях, среди окружающих нас людей, среди этого мира, который так далек от жизни по Евангелию.

Посмотрев же на образ жизни преподобной Марии, мы можем понять суть, самое главное – для чего это житие представлено в Церкви и известно нам. Ведь открывается нам в житии Марии изменение ее жизни и ее сердца ради Христа, вернее - преображение внутреннего человека, о чем и говорил всегда Христос. Говорил Закхею: «…ныне пришло спасение дому сему, потому что и он, сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Говорил разбойнику на кресте: «…ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23, 43).

Почему «ныне пришло спасение дому сему», почему «ныне же будешь со Мною»? Произошло внутреннее преображение и Закхея, и разбойника. Потому что главное, не только в Великий пост, но в жизни христианина внутренне преобразиться во Христе. Да, нам не дано куда-то уйти, жить в уединении, но мы можем начать меняться внутри самих себя, в своей душе и в своем сердце, даже пусть внешние условия при этом останутся теми же самыми. Наверное, у большинства из вас, нет таких больших грехов, как у Марии Египетской, и пустыня, может быть, даже и не потребуется. Пустыней для нас может стать пребывание внутри себя.

Только нам бы не махнуть на самих себя рукой и не подумать, что человек остается таким, какой он есть и никогда не может измениться. В истории Церкви множество примеров, когда люди превосходили самих себя, самих себя грешных и становились великими святыми. Чтобы нам очищаться, должны мы иметь в себе Божественный огонь Царства Небесного и тогда в союзе с благодатью Святого Духа, маленькими шагами мы должны меняться и, прежде всего, каждый из нас, должен начать это в своей собственной семье. Потому, что когда мы выходим из дома, мы не являемся самими собой в каждый момент, мы всегда стараемся казаться лучше - где то добрее, смиреннее, чем есть на самом деле, но по возвращении домой, маски снимаем и здесь мы становимся теми, кто мы есть на самом деле: деспотами, злыднями, сплетниками.

Перед нами стоит задача - вот здесь, в своей семье, в этой малой Церкви, учиться жить по христиански, а значит - изменяться нам, значит - смиряться нам, значит - учиться терпеть нам, но не призывать к этому только своих близких. Что может помочь нам в этом? Те же подвижнические труды святых отцов, то же «Добротолюбие», та же «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, память которого мы праздновали на прошлой неделе, и у них искать способы борьбы с нашими слабостями и грехами. И вот тогда, может быть, мы потихонечку начнем изменяться, что будет проверяться тут же в наших отношениях со своими женами, мужьями, детьми и родителями.

Невозможно, братья и сестры, называть себя христианами и оставаться такими же, какими мы были все предшествующие долгие годы. Проходим пост от поста, и нужны изменения. Нам надо меняться и вне поста, нужна постоянная работа над собой. Но пост, как особое время, которое требовалось и Христу, должен очищать нас, мы после него ни в коей мере не должны оставаться теми же самыми, а должны восходить по ступеням до Царствия Небесного.
Аминь!

Проповеди

shlenov07.04.2017
Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу», – такие слова мы с вами слышали сегодня на Божественной литургии, если кто-то был внимателен. Эти слова есть припев праздника, поются они вместо «Достойно есть» и лучше всего прославляют Божию Матерь.

«Благовествуй земле, радость велию…», когда сама земля и Небеса вопиют о таком радостном событии Благовещения. Сегодня все божественные песнопения, все стихиры, посвященные этому празднику, так и сияют радостью. При этом мы ощущаем такую радость, которую трудно пересказать. Архангел Гавриил благовествует Деве Марии.

Все остальные трагедии будут впереди - Ирод, пожелавший души младенца и убивший тысячи детей, он, где то там, далеко еще, затем злоба фарисеев, книжников, и римские солдаты, крест - сейчас же сплошная радость. И вот эту радость своими дивными песнопениями пытается выразить православная Церковь.

Так, на Всенощном бдении, звучала стихира Благовещения, называемая «Совет превечный»:

«Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица,
Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая:
«Радуйся, земля незасеянная;
радуйся, куст терновый несгорающий;
радуйся, глубина, непроницаемая взором;
радуйся мост, приводящий к небесам
и лестница высокая, которую Иаков видел…»

Церковь ликует, стихиры службы возвышают, но мы порой так погружены в свое, что праздник для нас делается обязательным днем, когда можно исповедоваться, причаститься, а вот вся суть праздника, его глубина, порой, так поверхностно касаются нашей души, что радость богослужения не замечается нами. И приходится констатировать, братья и сестры, что эту радость мы где-то потеряли.

Мало того, радость воспринимается нами порою, как нечто греховное. Мы привыкли напускать на себя мрачные лица, мы знаем буквально все запреты, которые существуют в нашей церкви – что можно есть, чего нельзя есть, как надо поступать в храме, как надо одеваться, знаем, какие заповеди есть.Только заповедь о радости мы забываем, а между тем апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5, 16-18). И, действительно, только в триединстве этого может по-настоящему жить христианская душа. Одно без другого невозможно: нужны искренние молитвы благодарения Богу, благодарения за все, что с нами происходит, и радость о нашем спасении, которое даровал нам Христос, Воскреснув из мертвых. Ведь именно спасение для каждого христианина должно быть главным, Господь Иисус Христос сделал все для нашего спасения и от нас теперь требуется подвиг в следовании за Ним.

В нашей жизни эта радость постоянно затмевается житейской суетой, проблемами, трагедиями, пустотой. Церковь также часто говорит нам и о силе греха, который нас одолевает и не дает возможности поднять взгляд на Небо.

Все это так, братья и сестры, и оттого так трудно радости пробиться через глыбу «грязи», которая скапливается в душе каждого человека. Но радость эта – духовная, неотъемлемая часть того, без чего не может быть истинного христианства. Сегодняшний праздник нам прямо показывает это.

Да, мы разучились радоваться, но у нас должно быть стремление иметь эту радость, эту детскую восприимчивость, о чем и говорит Христос: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18, 3).

Вспомните, как хорошо нам было в детстве, как радостно было нашей душе от всего, каким счастьем наполнялось наше сердце и, вот это состояние души нам надо вернуть, потому что оно является по - настоящему христианским, и дает нам способность видеть красоту мира и всего в нем.

Исполнимся же сегодня радостью, которую возвещает Архангел Гавриил Пресвятой Богородице. Услышим Архангельский глас: «…радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» и, присоединимся к этой радости.
Аминь!

Проповеди

shlenov26.03.2017
Неделя 4-я Великого поста
Прп. Иоанна Лествичника.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня наша Церковь празднует память преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, который, движимый Духом Святым, написал великую книгу на все времена – «Лествицу». Преподобный объяснял название своей книги так: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». «Лествица» говорит нам о пути восхождения человека от земли на Небо, о восхождении, которое должно привести нас в Царствие Небесное, и конечно, эта книга целиком о покаянии и плаче, в результате которых человек меняется, в нем обновляется духовная жизнь, он духовно преображается. Многие из вас слышали слова, которые написал преподобный Иоанн Лествичник: «Бог не осудит нас за то, что мы не богословствовали и не творили чудес, но Он строго спросит нас за то, что мы не плакали о своих грехах». В этой книге преподобный Иоанн описывает одну обитель, в которую приходили для покаяния иноки других монастырей, так или иначе согрешивших на своих местах. Они шли добровольно в эту особую обитель, которая название носила Темницы, потому что столь скорбно было это место. И вот преподобный Иоанн направился туда и месяц наблюдал за тем,что там происходит. Вот как он описывает то, что увидел: «Итак, пришедши в сию обитель кающихся, в сию, поистине, страну плачущих, увидел я то, чего поистине, если не дерзко так сказать, око нерадивого человека не видело, и ухо унылого не слышало, что и на сердце ленивого не всходило, т. е. такие дела и слова, которые сильны убедить Бога; такие упражнения и подвиги, которые скоро преклоняют Его человеколюбие. Кто-то стоял на открытом воздухе не двигаясь, кто-то рыдал, другие стояли на молитве со связанными руками, сидели на земле во вретище. Видел я, что одни …всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом колебались, одолеваемые сном по нужде естества, другие взирали на небо. Много подвигов несли те люди, отказываясь и от пищи, и от пития, и просили они Господа о том, чтобы Он дал им какую то болезнь, просили буквально беснования для того, чтобы спаслась их душа, просили проказы, быть унижаемыми перед людьми». И после пребывания в этой обители преподобный Иоанн Лествичник восклицает: «Я же, видя и слыша у них все это, едва не пришел в отчаяние, зная свое нерадение и сравнивая оное с их злостраданием». Где же в такой обстановке другие грехи, где осуждение, где гнев, где желание каких то телесных благ - ничего этого не было. Одеты эти люди были в истлевшую одежду, которая источала зловоние, вокруг них бились стаи разных насекомых. Когда они чувствовали приближение смерти, то просили игумена чтобы не погребать их, как обыкновенных людей, а чтобы они были выброшены диким зверям на съедение, и чтобы не совершалось над ними никакого псалмопения.

Братья и сестры, наверное, странно слушать для нас настоящее покаяние людей, когда грех жжет их душу так, что ничего более важного в жизни нет, лишь бы Господь простил их.

Они уже говорили даже, что не надо им Царствия Небесного, но лишь бы им не наследовать вечные мучения за их грехи. Это ли не настоящее покаяние? Это ли не то, что каждый человек должен пережить однажды в жизни? И давайте сравним его с тем, как каемся мы.

Да, у нас есть исповедь, мы регулярно исповедуемся. Но эта исповедь заключается в том, чтобы перечислить те грехи, те немощи, которые у нас существуют. Перечислить и, со спокойной совестью, перейти от аналоя к ожиданию Причащения Святых Христовых Таинств.

Или другой вариант – исповедь превращается просто в беседу, когда мы решаем те или иные вопросы семейной жизни, как воспитывать детей, или вопросы наследства, как будто, священник знает буквально все и правильно должен во всем ориентироваться, и отвечать. Единственное, что тревожит нашу душу, это то, что священник что то услышит о нас нелицеприятное. Но братья и сестры, мы ведь исповедуемся Богу и священник, хотя и читает разрешительную молитву – прощаю и разрешаю, – но он так говорит, как человек, а настоящее прощение грехов возможно только от Бога. Да, нам стыдно перед священником, но было бы гораздо правильнее, если бы мы стыдились перед Богом.Если бы исповедь проходила так, что не было бы священника перед нами, то наше сердце даже и не взволновалось бы от того, что мы должны открыться Господу. А вот сердце этих людей, про которых пишет преподобный Иоанн, буквально разрывалось именно пред Богом, им не нужен был людской суд и человеческое мнение. Нет, им важно было прощение от Бога их согрешений, проступков, страстей и всеми силами они пытались умилостивить Бога и угодить Ему.Но ни в коем случае не делать этого перед людьми.

Так что, покаяние наше должно быть несколько иным, чем проходит сейчас. Иное покаяние и описал преподобный Иоанн Лествичник.

И дай нам Бог, хоть немного, приблизиться к истинному покаянию, которое действительно может нас изменить и нашу душу вывернуть наизнанку.

Господь ведь хочет только одного, чтобы мы были в общении с Ним. Для этого нам нужно только покаяться перед Господом, покаяться так, чтобы это было глубокое раскаяние, а не тот формализм, который порой происходит на исповеди. Ведь исповедь и таинство покаяния – это тайна, которая совершается между человеческим сердцем, человеческой душой и Богом, а священник только свидетель, который может засвидетельствовать то, что грех сказан. Священник не может проникнуть глубоко в душу человека, не может увидеть, что на сердце у кающегося, и поэтому не он прощает грехи человеку, но только Бог.

Будем помнить об этом братья и сестры, будем помнить о том, что путь ко спасению нам открыт и он указан в Евангелии, в святоотеческих трудах. И не нужно думать, что священник решит все ваши проблемы и ответит на все ваши вопросы. Все ответы мы можем найти в Евангелии, где Христос нам говорит, какими людьми мы должны быть, но многие уточнения в жизнь внесли и святые отцы, чтобы направить нас на правильную дорогу.

Поэтому будем ориентироваться на это. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил еще в XIX веке о том, что нет настоящих духоносных наставников. Может, мы ищем, и стараемся найти какого-то святого человека, который рассказал бы нам, как спастись, но их сейчас, к сожалению, почти не осталось. Именно поэтому святитель призывал всех к чтению Священного Писания и к чтению творений святых отцов. Пусть они нам будут путеводителями, пусть наше сердце отдастся им, и, несомненно, они приведут нас в Царствие Небесное.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »