Проповеди

shlenov01.04.2018
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы здесь собрались с вами для того, чтобы встретить Христа, грядущего в Иерусалим на вольную страсть. Также как и две тысячи лет назад собрались люди, которые видели Его въезд в Иерусалим, но уже своими глазами. Под ноги Его ослика, на котором Он восседал, постилали одежду, а те, кто не имели что снять с себя, резали ветви с пальмовых деревьев.

<>Мы сегодня все собрались и радуемся, и празднуем, и вспоминаем это событие, когда Господа Иисуса Христа встречали, как царя, но мы знаем, что пройдет немного времени, буквально четыре дня, и Христа возьмут под стражу, и многие, кто кричал: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!», будут кричать: «Распни его!».<

Почему так произошло и что случилось с людьми, откуда такая страшная двусмысленность. Понять это можно, только читая Евангелие от Иоанна, в котором описывается воскрешение Лазаря Иисусом Христом и быстрое распространение о таком чуде среди иудеев, спешивших на Пасху в Иерусалим. Люди встречали так радостно Христа потому, что слышали о чуде, которое он сотворил с умершим Лазарем, воскресив его из мертвых. Встречающие Его люди надеялись, что Мессия вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и величии.

Мы знаем, что Христос пришел совсем не как политический вождь. Народ хотел равенства, справедливости сейчас, в данный период времени, но нет, ради другого приходил Христос. Еврейский народ посчитал себя обманутым, и потому так рьяно кричал позже Пилату: «Распни Его, распни!»

Сам Иисус учил: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20-21). Вот это понятие – «Царствие Божие внутрь вас есть» многие не понимают даже сегодня.

Мы Царство Божие, Царство Небесное ищем где угодно, и за гробом его ожидаем, и во внешней жизни хотим улучшений, и делаем ту же ошибку, что иудеи, которые ждали царства внешнего, а Христос пришел, чтобы подарить нам Царство - внутри нас. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин однажды сказал: «…если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13). Тогда человек, который пребывает в унынии, печали, зависти - уже сейчас живет в аду, мучимый своими страстями.

Святитель Иоанн Златоуст еще проще объясняет: «Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное»

Как часто, во всех бедах, мы виним внешние обстоятельства, все что угодно может быть причиной нашей недоброй жизни, но только не то, что внутри нас. На самом деле, можно внимательно взглянуть во внутрь себя и именно там все обнаружится. Если кто-то внутренне пребывал в мире и покое, то, наверное, помнит, как гнев или осуждение разрушали этот покой. Живешь, вроде бы, мирно, но вдруг какие-то обстоятельства выводят из себя и все, покой уже потерян, и вот он - настоящий грех, вот оно - предательство Царства Небесного, когда мы своими грехами и страстями изживаем его из себя.

И в этом свете становятся понятными слова Господа: « Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им … ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто, не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк. 10, 13 - 15 ).

Христос не призывает нас жить, как дети, а призывает вспомнить детство, то счастливое время, когда мы были маленькими, и какая радость, какое счастье и покой были внутри нас. И вот, постепенно, с течением времени, взрослея, мы больше и больше теряем это мирное устроение внутри себя, все больше погружаемся в стихии мира с его заботами, забывая о даре детства, которое нам дано от Господа.

Поэтому Христос призывает нас вернуться к этому состоянию беззлобия внутри себя, ведь все дело в том, что нужно смотреть не во вне, а внутрь себя.

Будем помнить об этом, братья и сестры, так как Царствие Божие не где-то далеко за гробом, оно не будет наградой за то, что мы сделаем в этой жизни, нет, оно наступает внутри нас и наступает здесь, в земной жизни, когда мы живем праведно, и когда Господь дает нам Свою благодать и Свой мир в души наши.
Аминь!

Проповеди

shlenov18.03.2018
Неделя 4-я Великого поста
Прп.Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее воскресение Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. И это -совсем не случайно, дело в том, что его труд, «Лествица» или скрижали духовные, является книгой, которую должен знать каждый человек, вступивший на путь спасения, на путь в Царство Небесное.

В начале своей книги святой Иоанн обращается к каждому, кто желает отречься от этого мира: «Покусившимся с телом взойти на небо, поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения, доколе сластолюбивый наш нрав и бесчувственное сердце истинным плачем не претворятся в боголюбие и чистоту». Конечно, мы можем подумать о том, что эта книга предназначена для монашествующих, и действительно, обращался преподобный Иоанн к тем, кто жил в его монастыре. Но все здесь гораздо глубже, и каждый, кто хочет стать христианином, он уже отрекается от этого мира и, даже более того, сам мир отрекается от такого человека.

Есть один рассказ, когда к одному старцу обратился человек, который стал монахом:
— Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?
— Не беспокойся, — отвечал старец, — если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.

Ведь действительно, все, что в мире, по слову святого Евангелиста Иоанна Богослова, недостойно нашей любви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин. 2, 15).

Значит, слова святого Иоанна Лествичника ко всем отрекающимся от мира, обращены к каждому из нас, к душе и сердцу каждого человека.

Далее преп. Иоанн Лествичник говорит о борьбе со страстями и этому посвящена практически вся его книга. Весь его труд представляет пересказ опытного проживания всего сказанного - им самим. Может быть, его советы покажутся чрезмерно строгими, сложными для исполнения и может даже недоступными для нас, так как себя мы относим к простым смертным.

Но, давайте вспомним сегодняшнее Евангелие, которое читалось на Литургии: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (мк.9, 21-24)..

Вера – основание, фундамент всей нашей жизни. И именно она должна двигать нашей жизнью, потому, что если есть вера, если есть доверие к Богу, то есть и любовь к Нему, стремление к Нему здесь, на земле. Тогда не может быть никаких преград на пути к Нему.

В истории Церкви много примеров, показывающих, что не обязательно уходить в монастырь для того, чтобы бороться со своими страстями.

Бороться с ними надо здесь и сейчас, и мы можем достичь успехов в этом деле, если только у нас будет главная цель - быть со Христом. В Евангелии говорится об этом на примере купца, который нашел такую жемчужину, что ради нее продает целое состояние, только бы она была у него. Под этой жемчужиной Евангелие, конечно же, разумеет Царствие Небесное, при условии, что будет это царство в центре нашей жизни, будет наиважнейшим для нас. Будет так в нашей жизни, и ничего невозможного не будет для нас.

Начните читать книгу «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, и поймете, как она нам полезна, так как в книге буквально все шаги в борьбе со страстями разложены по полочкам.

Если у нас порой не хватает сил что-то исполнить, потому что не все могут стать сильными духом, то в этой книге всегда мы можем найти для себя какой-то совет, всегда найдутся несколько строчек, которые подойдут только нам, и окажутся для нас столь полезными, что, что-то начнет меняться и в нашей жизни и в жизни вокруг нас. Эту книгу нужно читать не только постом, она - для нашего постоянного чтения. И если кто ее еще не прочитал, то, я думаю, она будет очень полезной для всех, как личный опыт—бесценный опыт святого человека для нашей борьбы со страстями, на пути нашего спасения.
Аминь!

Проповеди

shlenov21.01.2018
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в этом году очень ранняя Пасха, поэтому сразу после праздника КрещенияГосподня, в это воскресение, предлагается нам первый образ, которым нас Церковь готовит к поприщу Великого поста, а именно образ Закхея.

Мы читаем в Воскресном Евангелии: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Ею, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Ею с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздал вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 1-10).

Если люди вокруг считали, что Закхей грешный человек, значит Закхейбыл ненавидим всеми вокруг.Представьте себе сборщика податей — это тот, кто собирает деньги в пользу Римского государства, которое оккупировало Иудею тех времен. И вот, всеми правдами и неправдами, насилием и жестокостью, Закхей собирал эти деньги. Что же он встречал в ответ? Конечно же, только злость, ненависть, осуждение и отторжение этого человека от общества. Соответственно, озлоблялся и Закхей. Также он скапливал деньги, которые можно было утаить от римлян и, видимо, скопил себе немалое богатство.

И вдруг,слова Христа к нему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Настолько они пронзили Закхея, настолько это было для него непривычно! Любовь коснулась его сердца, впервые он услышал не насмешки и злословие, а услышал желание пообщаться с ним и разделить трапезу в его доме. Конечно, в этом сборщике подати заговорила совесть – совесть бывает так порой сильна в человеке, что может изменить всю его жизнь. Его же совесть пробудила только любовь. Никакие упреки, никакие злословия и иные слова не действовали на Закхея. Только простое слово, что Господь разделит с ним трапезу и нахождение в его доме и спокойная беседа со Христом, побудили его встать и сказать Христу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздал вчетверо».

Конечно же, эта встреча изменила Закхея. Мы верим, что он перестал уже быть тем злым сборщиком, каким был.а целиком обратился ко Христу.

Мы видим из этой евангельской истории, как одно доброе слово меняет людей, закоренелых грешников, когда Христос обращался к ним с любовью. Да и нам нужно прислушиваться к своей совести, и нам нужно слушать ее голос, потому что это самое начало пути ко Христу.Не случайно Церковь предлагает нам первым, накануне Великого поста, именно это чтение.

Потому что без голоса нашей совести никогда мы не будем приходить ктому к чему нас церковь ведет – к покаянию.к изменению и перерождению себя.

Также эта притча и о том, как нам нужно относиться к своим ближним. Ведь мы порой думаем, что давлением и упреками мы сможем изменить тех, кто находится вокруг нас, кто зависит от нас.

Господь всегда действует по другому – Он всегда относится к человеку только слюбовью, понимая, что только любовь может пробудить сердце и совесть, и желание служить ближнему, тоже с любовью. Вот каков пеpвыйпpизывЦеpкви: мы должны иметь желание того настоящего, заложенного в самой глyбине нашей дyши -быть с Богом,котоpое в нас есть, — сознаем ли мы это или нет, и, если мы отвоpачиваемся и отвpащаемся отэтого нашего желания, то пpевpащаемся в человека без сердца и совести.
Аминь!

Проповеди

shlenov11.02.2018
Неделя мясопустная, о Страшном суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня на Божественной литургии мы с вами слышаличтение притчи Спасителя, которую мы называем притчей о Страшном суде, но, несмотря на такое название, несмотря на то, что Господь говорит о конце времен, когда все люди предстанут перед Богом, все равно - эта притча о любви.

Слышим в сегодняшнем Евангелии: « Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25, 34-46).

И это значит, что Господь настолько Себя соединяет со своим творением, настолько Он близок к каждому человеку, что трудно в этом мире найти аналогию этому. Как сказано у апостола Иоанна Богослова: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4, 10).

Представим себе, что кто-то плохо или хорошо относится к нашим детям, а мы все, и верующие, и неверующие, или к какой другой религии принадлежавшие, мы все - дети Отца Небесного. И вот мы отвергаем человека, который сделал нашим детям зло или же отнесся несправедливо, предвзято к ним, или может быть, чем-то обидел их. В то же время мы радуемся за того человека и стараемся быть ему ближе, который помогает нашим детям, который учит их, который лечит их, который каким-то образом стал им близок.Вот также и с Отцом нашим Небесным.

Святой евангелист Иоанн Богослов не зря говорит: « Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин.4, 11). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4, 20).

Мы здесь собрались потому, что мы действительно возлюбили Бога. Что значит возлюбить Бога? Господь говорит на это: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите…Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня, А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя» (Ин.14, 15-21).

И действительно невозможно возлюбить Христа, невозможно к Нему прийти, как только через Евангелие, через Его слова, Его притчи. Все, что от Него - только с любовью – с любовью к Отцу Небесному, к человеку и, причем эта любовь не разделяется, она едина и, либо она есть, либо ее нет.

Вся наша церковная аскетика, вся наша церковная жизнь, направлены к стяжанию только этой добродетели. Все добродетели просто вторичны по отношению к любви, и все богослужения, и все монашеские подвиги, и все наши постысводятся только к одному - сумеем ли мы возлюбить, сумеем ли в сердце своем зажечь божественный огонь. И да будет нам в помощь предстоящий пост, потому что накануне Великого поста Господь напоминает нам притчей о Страшном суде о самом главном – о возрастании в любви. Мы можем воздерживаться в пище, часто исповедоваться и причащаться, но братья и сестры, нам всегда надо помнить – помнить о суде нашей совести и наличия в нас любви.
Аминь!

Проповеди

shlenov03.12.2017
Седмица 26-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о том, как один человек собрал огромный урожай. Ему даже некуда было положить такой богатый урожай, и он сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие. И соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12,18-19). Он думал тем самым, что покой и счастье обретет на многие годы.

Господь же отвечает ему на это: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же то, что ты заготовил?». Далее написано в Евангелии: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12, 21). Не в богатстве заключается суть нашей жизни, и Господь сказал всем нам: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 19-20).

Если мы посмотрим на эту притчус точки зрения христианской аскетики, с точки зрения необходимости борьбы со своими грехами, то увидим в этом богаче страсть стяжания. Ведь всё, что мы имеем, дано нам в долг. Всё принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем.Развене знаете слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Время от времени, Господь ставит человека перед крушением всего, пока всё не сокрушит, пока не остановит нас и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Много слов сказано, много книг написано, что пост и предназначен христианам для борьбы со своими грехами, для приобретения сокровищ своей души.

Так, если в Великий пост мы стараемся обратить свою душу к покаянию, то когда наступают другие посты, мы все свое внимание направляем на внешнее: мы становимся внимательными в магазине, рассматривая этикетки, как бы не купить что с яйцом, с молоком. Но смотрим ли мы также внимательно на себя, на то, что у нас в душе? В душе же у каждого так много злобы, нетерпения, непрощения, зависти, обиды, да много чего!

И вот, вновь и вновь приходится напоминать, что настал рождественский пост, и что это время для борьбысо страстями, которые во множестве находятся в душе человеческой. Я понимаю, что человек слаб и немощен, но давайте рождественским постом постараемся все свое внимание обратить на свою душу. Чего больше всего желает наша душа? Боремся ли мы с грехами своими, обращаем ли внимание на страсти, которые есть у нас в душе, пытаемся ли избавиться от них?

Какой плод нашего поста? Ведь для этого надо изжить постом из души своей ту страсть, ту зависимость, которая занимает нашу душу, наше сердце и дать Богу возможность помочь нам в этом, несмотря на слабость нашу.

Всем вам желаю твердого устремления на решительное отсечение своей, той или иной, страсти. Несомненно, что Господь поможет нам, укрепит нас и так, от ступеньки к ступеньке будем мы восходить в борьбе со страстями своими и в стяжании добродетелей.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »