Проповеди

shlenov30.08.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелие, на Божественной Литургии, мы с вами слышали притчу Спасителя о виноградаре. Господин насадил виноградник, сделал все необходимое и поставил туда работников. Через какое-то время плоды созрели, и он послал своих слуг, чтобы взять эти плоды. Но работники, как говорит Евангелие, одного побили, другого убили, третьего побили камнями. И наконец, господин решает послать своего сына, говоря: «Да устыдятся сына моего».

Но работники сговорились между собою – Это наследник, давайте убьем его. И все, что должно принадлежать ему будет нашим. Они убивают и сына. И Господь, обращаясь к слушающим, вопрошает, - Что сделает господин виноградника этим работникам? Ему отвечают, - Конечно же, он придаст их злой смерти, и виноградник отдаст другим.

Это не только притча, братья и сестры, это пророчество Христа, которое исполнилось. Эта притча была обращена к иудеям, фарисеям, к тем, кто стоял во главе религиозной жизни в то время в Израиле. И действительно история так и происходила. Господь посылал своему избранному народу пророков, но они их гнали, их мало кто слушал, а некоторых действительно побивали камнями до смерти.

И вот, наконец, Господь посылает своего сына возлюбленного и как раз по этой притче, по этому пророчеству, Единородного Сына Божьего вознесут иудеи на крест. И, поэтому пророчеству, этот виноградник отдастся другим, потому, что работники не были достойны. И мы видим сегодня, как этот Господень виноградник отдан в распоряжение Церкви, теперь мы с вами делатели в нем. Конечно, это и радостно и ответственно одновременно. Не дай Бог нам наследовать те же самые ошибки, что были у прежних виноградарей. А самая главная ошибка, в которой Господь обличал фарисеев, и то, за что его вознесли на крест – это внешнее благочестие того израильского народа.

Господь, часто, может быть промыслительно, нарушал эти предписания, нарушал субботу, другие правила. Фарисеев это сильно возмущало, они говорили, что праведник не может так себя вести, как предписано древними. Они думали, что соблюдение этих правил и есть правильно для праведника.

Господь говорит, нет, не в этом дело, дело в любящем сердце, а когда любишь человека, то можно нарушить то внешнее предписание, которое есть в книге. И часто, этой болезнью фарисейства больны и мы с вами. Потому, что действительно не съесть какой-то кусочек мяса гораздо легче, чем подавить в себе растущее раздражение в беседе с ближним. Ведь настолько легче прочитать молитву, даже не вдумываясь в ее смысл, чем не осудить человека или сказать что-то доброе о нем. Ведь, насколько легче, проходя мимо просящего милостыню, дать ему несколько рублей, чем взять на себя ответственность за жизнь человека, попавшего в трудную ситуацию. Ведь гораздо легче, братья и сестры исполнить все наши предписания, чем возлюбить Бога и ближнего всей душой и всем помышлением. Апостол Павел говорит, что все наши труды и жертвы будут напрасны, если не будет в нашем сердце любви. И наоборот, если стяжаем мы хоть немного любви христианской и божественной, тогда легче нам будет исполнить все предписанное, потому, что от избытка сердца и любви говорят сердца и делают руки.

И что самое главное, чтобы мы, наследники не заболели этой болезнью, что бы мы понимали разумом и сердцем в какую сторону надо идти и что нам надо делать. Не соблюдать внешние предписания, а всем сердцем работать на Ниве Господней. Потому, что каждая виноградинка это душа человеческая и над этой душой мы виноградари стараемся работать. Потому, что часто бывает так, что мы не работники, а просто созерцатели. Приходим в виноградник, садимся и смотрим, как же хорошо и красиво вокруг нас. И не делаем абсолютно ничего на этой Ниве Господней.

Давайте будем братья и сестры добросовестными работниками там куда поставил нас Господь, чтобы не разделить участь фарисейскую, чтобы стать наследниками того Царства, которое возвещал нам Господь и в котором мы добрые делатели в Винограднике Господнем.
Аминь!

Проповеди

shlenov15.07.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, наверное, нельзя найти более разных людей, чем те апостолы, память которых мы празднуем сегодня. Петр простой рыбак и Павел, ученейший муж. Один знал Христа и был в числе его учеников, другой напротив, был его гонителем и узнал Христа только после прозрения. Даже смерть их была разной: Апостола Петра распяли, а апостолу Павлу усекли главу. Но их память Церковь начала праздновать совместно очень рано. Буквально с 3-го века нам известно, что в этот день почитали обоих апостолов и Петра и Павла.

И, наверное, это потому, что внутренне они были очень похожими и одинаковыми людьми. Внутренне, я имею в виду горение сердца их, которое могло быть только потому, что любовь к своему учителю и людям, ради которых он пришел, они пронесли через всю свою жизнь. Сегодня мы с вами на божественной литургии слушали чтение «Апостола», где апостол Павел рассказывал, через какие невероятные трудности и испытания ему довелось пройти. Он был и в тюрьме, его и гнали и бичевали, забрасывали камнями и корабль несколько раз тонул, когда Павел был на нем. И апостолу Петру пришлось вытерпеть не меньшее. Мы до сих пор знаем, что существуют узы апостола Петра, которые являются христианской святыней, и он претерпел много бед и несчастий. Но, братья и сестры, эти испытания невозможно было бы претерпеть, невозможно пройти, если бы не было главного в сердцах апостолов - это той любви, которую Господь принес на нашу землю. Любви божественной, любви, которая все преодолевает. Конечно, сейчас понятия о любви очень сильно извращено, что только любовью не называют, но надо более внимательно посмотреть, как писал о любви апостол Павел. Он говорит, что: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, если я имею и такую веру, что бы даже и переставлять горы, а любви не имею, то это ничто. И если я отдам все имение мое и предам тело, чтобы его сожгли, нет в этом никакой пользы.

Это действительно страшные слова, потому, что все наши земные труды будут напрасны, если мы не воспитаем в сердце своем христианскую любовь. Апостол Павел продолжает дальше: «Любовь долготерпит, милосердствует, она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде. Радуется же истине, все долготерпит, все покрывает и обо всем милосердствует. Вот в этих кратких словах апостол Павел сумел выразить всю суть нашей христианской веры, все к чему мы должны стремиться, потому, что вера наша все-таки по большому счету, это дар Божий. А вот любовь христианскую необходимо в нашем сердце воспитать. Она достигается тем, что исполняем мы заповеди Христовы или вот то, что перечислил апостол Павел. Любовь христианская не ищет своего, а ведь часто за любовь мы принимаем то состояние, когда хорошо нам. Любовь христианская говорит об ином. Если мы любим, значит, хорошо мы должны сделать тому человеку, которого мы любим, а Господь говорит нам: «Заповедь новую даю вам!». Заповедь о любви была дана и в Ветхом завете, а что же это за новая заповедь, которую дает Христос? Любите врагов ваших и благотворите тем, кто проклинает вас, и молитесь за обижающих вас. Вот действительно новая заповедь, заповедь христианская и та любовь, к которой мы должны стремиться, каждому человеку, независимо хорош он или плох, дальний он или близкий. Потому что, как говорит Евангелие, если мы любящих нас любим, то какая нам в этом польза? Ведь тоже делают и язычники. И Господь принес на землю Новую Заповедь. И вот этой новой любовью возлюбили ближних своих апостолы Петр и Павел.

И эта любовь двигала их жизнью, она заставляла делиться тем, что они имеют внутри себя – радостью, миром, благоденствием - которая дает любовь к Христу. Без нее мы ничто, без нее мы не можем считаться даже учениками христовыми. И нам надо задуматься об этом братья и сестры и вглядеться в образ двух апостолов и понять, что же ими двигало, когда они совершали такие великие подвиги. И что через единственную проповедь апостола Петра, которая была произнесена им сразу после пятидесятницы, приобщилось сразу к Церкви три тысячи человек. А ведь мы, сколько не говорим, сколько не проповедуем, то только несколько человек пришли и поставили по нашему слову свечки в храм. А и так бывает, что слово наше не касается никого. И наверно потому, что нет в нас этого горения, нет в нас этой любви, которая была у апостолов. И они не были совершеннее, чем мы, они не были какими-то сверхлюдьми. У них были те же самые немощи. И книга деяний апостолов и послание апостола Павла говорят об этих немощах чисто человеческих. Но в них было одно, которое сделало их святыми и которое приобщает и нас с вами к Церкви Христовой!
Аминь!

Проповеди

shlenov21.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии читалось Евангелие, которое должно было бы каждому из нас пронзить сердце, пронзить потому, что Господь говорит то, что мы практически не исполняем. Но как же можно не заботиться, скажем мы, о еде, о питье, об одежде, о прочей нашей жизни? Как же можно об этом не думать? Ну, а если мы попытаемся понять, нам надо посмотреть на этот отрывок в Евангелии, подумать. Господь никогда не отвергал ни одежды, ни питья, ни пищи, ни каких то других радостей жизни. Он был сам в Кане Галилейской, где превратил воду в вино, Он участвовал в этом торжестве, Он бывал в гостях, когда Его звали, даже у мытарей и грешников, у фарисеев, Он совершенно не отвергал того, что Сам сотворил. Но Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Небесного и все остальное приложится вам». Потому что душа не меньше нашего тела, тело не идет ни в какое сравнение с той жизнью, которую мы наследуем. Иногда нам кажется, что Царствие Небесное, это то, что наступит после нашей смерти. Вот умирает наш близкий человек, или умрем мы, и мы думаем, что мы предстанем на Суд, и за то, как мы жили здесь, нам определят либо теплое местечко, либо мучения. Но если мы посмотрим на святоотеческое учение, да на то же самое Евангелие, дело окажется совсем не таким, и гораздо глубже, чем мы думаем. Господь говорит: « Царствие Небесное внутри вас есть». А если Оно внутри нас, то Оно наступит не когда-то после смерти, Оно может наступить здесь и сейчас. Есть один очень хороший пример. Когда стали известны слова Гагарина о том, что он был в космосе и не видел Бога, один московский священник заметил: если кто не встретит Бога на земле, Его невозможно будет встретить на небе. Златоуст также говорит об этом. Он говорит: «Найди дверь собственного сердца, и через эту дверь ты войдешь в Царствие Небесное». Значит, здесь и сейчас познается Царствие Божие. Познали его многие святые, подвижники, преподобные. Очень яркий пример - это Серафим Саровский или Силуан Афонский. О Силуане Афонском есть замечательная книга, которую можно прочитать. Он рассказывает о себе, как был простым крестьянином, помогал сеять, пахать землю, косить. И вот однажды сердце его возжелало чего то большего и лучшего. И он оставил все и пошел за Христом. Конечно, многие из нас не станут серафимами саровскими или силуанами афонскими, или какими-то другими святыми. Нам кажется, что мы никогда не достигнем таких вершин. Но ведь дело не в том, братья и сестры, что мы должны стать такими же, это мало кому дано, но мы всегда можем идти по пути спасения, мы всегда можем идти по пути к Царствию Небесному, мы всегда можем находиться в дороге. Ведь главное, говорит Христос, сделать главное главным. Царствие Небесное, встреча с Богом - это смысл и вековечная цель нашей жизни. Но если застигает нас на этой дороге суета, земные попечения, пища, питие и еще какие то житейские мелочи, это значит, что сердце наше укоренено здесь, и мы буквально, как узники, связаны по рукам и ногам и не можем отринуть их и идти по дороге спасения. Но все в наших силах, лишь бы было желание, лишь бы мы искали Царствие Небесное, как ищут драгоценного камня, как ищут самого главного в жизни. Есть об этом много притчей в Новом Завете. Христос много говорит о Царствии Небесном и говорит, что Оно наступает здесь на земле. И если не идти к Нему на земле, то невозможно будет надеется на Него после нашей кончины.
Аминь!

Проповеди

shlenov28.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось об исцелении слуги одного сотника. Сотник, этот римский солдат, у которого в подчинении были воины, обратился ко Христу, сказав, что мой слуга лежит дома в расслаблении, и попросил об исцелении. Господь отвечает: «Да, я приду и исцелю его». Он откликнулся на эту просьбу, несмотря на то, что это был не иудей, этот человек, можно сказать, был абсолютно чужой, чужой культуре и религии и даже, более того, завоеватель. И в ответ Христос услышал удивительные слова. Сотник говорит: "Я недостоин, чтобы ты вошел под мой кров, но я верю, что если ты скажешь хотя бы одно слово, выздоровеет мой слуга. Потому что ты Господь и Творец всего, и ты повелеваешь этой землей. И что говоришь, то и делаешь". Так можно вкратце описать смысл того, что говорил этот римлянин. И Господь говорит: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел я такой веры». И действительно, удивительной была вера этого человека, и удивителен его пример: «Как я говорю своему подчиненному - иди, и он идет и делает, так и ты можешь все сделать. Потому что ты Владыка, Господи, Владыка Неба и Земли". И после этого если мы поразмыслим, то мы поймем, что действительно Господь Своим промыслом управляет этим миром. Посмотрим как Земля вращается вокруг Солнца, как она вращается вокруг своей оси, как вовремя произрастают деревья, растения, травы, злаки на благо нашей жизни, как животные следуют заложенным в них инстинктам тоже по воле Божьей. И только один человек живет вопреки тому, как создал его Господь. История человеческой трагедии начинается еще в Раю, когда Адам и Ева захотели жить по-своему, и последовала трагедия разрыва Бога и человека. Человек стал жить так, как мы живем сейчас, но уже с первых поколений появилась его греховность - Каин убивает Авеля. А потом человечество хочет строить Вавилонскую башню, чтобы достичь Неба и самим жить на Небе, свергнув Бога. Нечестие человеческое достигало таких величин, что Господь послал потоп на эту землю, чтобы весь грех уничтожить в водах. И в итоге, когда Сын Человеческий пришел на эту землю, Его распяли, не узнав в Нем Творца вселенной. И вот, после этого всего человек продолжает не слушаться Бога. Ведь если мы искренни будем перед самими собой, мы поймем, что те слова, которые говорит Господь не выполняются нами. Ведь мы знаем Евангелие, но кто из нас старается быть как дети, по слову Господа, кто из нас живет так, как заповедовал Господь? Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Кто старается стяжать в своем сердце нелицемерную, искреннюю христианскую любовь? Да почти никто! А ведь Господь стучится в каждое сердце и хочет отклика от каждого человека, от каждой души. Приходится нам констатировать, что мы слишком слабы, чтобы выполнить то, что говорит Господь. Но как часто мы застываем в этой своей слабости. Мы только смотрим на нее и говорим, что, да, мы грешные, мы такие немощные как мы есть, но дальше и перстом не хотим двигать, чтобы стать иными. А ведь в этом все христианство: чтобы признать свое слабосилие, свою немощь, важно понять, чем мы больны, и стараться исцелить эту болезнь, тем более и средства для нас все готовы. И в нашей Церкви можно найти все, чтобы стать другими, а прежде всего благодать Божию, лишь бы искренне стремиться к Богу. Но такова вера наша, что в этой слабости мы так и ковыляем порой до конца жизни своей, и непонятно какой ответ будет дан нам. Мы грешны и немощны, мы никогда не старались и не выполняли нам предписанного, но исповедовались и причащались. Но можно повториться, я уже говорил об этом, выполнение тех или иных ритуалов не приближает нас к Богу. Если мы будем менять свое сердце, свою душу, то исцелимся от тех греховных язв, которые еще есть в наших душах и сердцах. Но само исцеление, само лечение, сама борьба с грехом доставят нам неимоверную радость, если мы только пойдем по этому пути, потому что он благодатен и приближает нас к Богу и Творцу нашему!
Аминь!

Проповеди

shlenov14.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня наша Церковь празднует Память Всех Святых в Земле Российской просиявших. Этот праздник мало кому известен за пределами Церкви. Если другие праздники еще известны светским людям: Пасха, Рождество, Троица, то праздник Всех Святых остается делом Церкви, он празднуется внутри, он известен тем людям, которые постоянно ходят в храм, а значит можно сказать, что это наш внутренний праздник, как бы громко это не звучало.

Все святые, в Земле Российской просиявшие, знаемые и незнаемые. Происходит это потому, что святые, память которых мы празднуем, всегда были обращены внутрь собственной души. Можно услышать, что Церковь сейчас участвует в жизни государства нашего, это, можно сказать, так и не так. Так, потому что мы видим священников во всех сферах жизни: в социальной работе, в учебных заведениях, в тюрьмы мы ходим, окормляем множество людей, беседуем с этими людьми. А не так, потому что Церковь несет одну и главную миссию - это спасение души человеческой. Церковь не нужна для того, чтобы укреплять мощь государства, она не должна делать то, что ее не касается, главное - это спасение, все остальное потом. И если этот праздник, наш внутренний праздник Всех Святых земли нашей, родившихся, живших и спасшихся, то этот праздник обращен прежде всего к нам, а не к государству, не к светским людям, а к церковным. Обращен он к нам потому, что в Святых Церковь являет тот идеал, для которого Она существует на земле, этот идеал воплощен в святых, которые своим подвигом, своей борьбой со страстями и грехами своими спасли свою душу, сделали жизнь с Богом главной своей целью и осуществили ее.

Это порой было трудно, не порой, а всегда это было трудно, неимоверные усилия нужно было приложить, чтобы преодолеть и внешние условия, и страсти внутри собственной души и своего сердца. Даже погодные условия, если мы сравним монашество Египта или Палестины, там нет такой суровой зимы, как у нас. А наши подвижники уходили на север вплоть до Белого моря, до Соловков и там старались в совершенно нечеловеческих условиях бороться с грехом, который внутри. И вокруг них спасались тоже люди, по слову Серафима Соровского, - «Если стяжаешь дух мирен, тысячи вокруг тебя спасутся».

И вот этот Христов мирный дух всегда звал к ним учеников. Наши преподобные славны не тем, что они поселились в пустынных землях и сделали их обитаемыми. Наши святые славны тем, что сонм учеников потянулся за ними за спасением души, за жизнью с Богом. Эта жизнь с Богом, это спасение души, оно никак не отразится на государстве, но оно может отразиться на людях, которые вокруг нас, если мы будем побеждать грехи внутри собственной души и сердца, если мы стараемся стяжать тот самый дух мирный, о котором говорил преподобный Серафим. Потому что дух мирный - это дух Божий, который приходит в очищенное от греха сердце. Тогда наши близкие и родные тоже будут идти по пути спасения. Невозможно человеку спасаться и оставаться одному, всегда вокруг него будут те люди, которые увидят на его лице сияние вечной жизни. Так было со святыми, со всеми русскими святыми, прославленными русской Церковью, память которых мы ныне совершаем. И будем помнить, братья и сестры, что если мы назвали себя христианами, главное в нашей жизни - это путь ко Христу и очищение от греха души нашей.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »