Проповеди

zhirov13.05.2018
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
Протоиерей Сергий

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем. Когда однажды Господь наш Иисус Христос, беседуя с иудеями, открыл Себя равным Богу Отцу, сказал им, что Он вечен и был даже прежде Авраама, они взяли камни, дабы побить Его.Уйдя от них, Господь встречает человека, рожденного слепым, имеющего только очертания и впадины глаз.

Ученики Его, всегда следующие за Ним и видевшие Его чудеса, и слышавшие Его словеса, спрашивают Его об этом слепом человеке: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9, 2).

Две недели назад в Евангелии читалось о расслабленном, которому Иисус сказал после исцеления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Знали ученики также и то, что по неисповедимым путям Божиим, иногда, грехи родителей переходят на детей, а посему они и спрашивают: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9, 2). «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9, 3).

«Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди умойся в купальне Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9, 6-7).

Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, для чего Господь сделал брение на земле: « Адам создан был из земли, Христос исцелил очи слепому брением, дабы ты знал, что Он естьТот Самый Бог, Который взял некогда персть от земли и создал человека».Христос посылает слепого в купальню Силоам умыться, дабы показать нам, что эта живительная сила принадлежит не земле, не плюновению, также повелевает идти на источник, чтобы все увидели это чудо исцеления.

Святитель Феодорит Кипрский пишет: « Придя на источник Силоам, он водою не омыл брение, сделанное Христом, но оно, чудодейственной силой Божией, превратилось в существо глаз». Родные, знакомые, соседи, увидев это выздоровление абсолютно слепого человека, удивлялись, недоумевали. Он же свидетельствовал им всем, что он тот самый человек, который родился слепым.

Его спрашивали: «Как открылись у тебя глаза?» (Ин.9, 10),. Исцеленный отвечал как это было совершено и открывает им Христа, Который это сделал. Почему и фарисеи, всегда следившие за Иисусом, прислушивающиеся к Его словам из зависти, вызвали исцеленного к себе, чтобы допросить его и уловить Христа. После простого рассказа об исцелении фарисеи говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9, 16). Пригласив исцеленного, уже прозревшего человека во второй раз, они сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник». На это прозревший говорит им: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда ОН, а Он отверз мне очи…знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает…Если бы Он был не от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9. 31-33). После этих слов его выгнали вон.

И после этого его встречает Иисус, так как услышал, что он выгнан фарисеями и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?», и поясняет: «…Он говорит с тобою».

Тут же исцеленный восклицает: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9., 35-38).

На эти слова Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9, 39). Фарисеи сразу приняли эти слова на свой счет и упрекнули: «Неужели и мы слепы?» И в ответ слышат: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9, 40-41).

Сегодня в Апостольском чтении мы слышим совсем другой пример. В Филиппах, где проповедовал апостол Павел со своими учениками, одна женщина , одержимая духом прорицания, ходила за ними и кричала: «сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16. 17). Казалось бы, вот оно, духовное прозрение, но апостол Павел вознегодовал и сказал духу: « именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И духвышел в тот же час (Деян.16, 18).

Что такого плохого делала эта женщина под действием духа? Она призывала всех на путь спасения.Но она солгала, ибо хоть и призывала рабов Божиих возвещающих путь спасения, но сама за апостолами не ходила. Для славы Божией лучше быть изгнанным с бесчестием, как это было со слепорожденным, как было с апостолом Павлом и его спутниками,которые вверженыбыли в темницу и на время замолчали, нежели много говорить о Боге, но без должного поклонения Ему.

Слушая Апостольское, Евангельское чтение мы должны вразумляться и понимать, что мы призваны и благовествовать, но в большей мере – исполнять заповеди Божии, достойно покланяться Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Пусть Он, Человеколюбец, Спаситель наш, по неизреченной Своей милости и благости призрит на нас, помилует нас и спасет всех нас!
Аминь!

Проповеди

shlenov06.05.2018
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Дорогие братья и сестры сегодня, на Божественной литургии, мы с вами слышали рассказ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, как Господь встретился с самарянкой. В этой беседе Его с ней очень много смыслов. И чтобы говорить подробно, не хватит одной проповеди. По поводу этой беседы написаны целые книги толкований, более того, на некоторые отдельные фразы Христа обращено повышенное внимание. И, как говорит апостол Иоанн Богослов, что если писать обо всем подробно, то и всему миру не вместить написанных книг.

Хочется сказать о самом главном, что есть в этой беседе.По мере разговора со Христом, самарянка узнает, что перед ней не простой человек. Когда Христос открывает ей: «…Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» (Ин.4, 18), то она задает Ему вопрос, который волновал тогда в религиозной жизни всех вокруг, особенно самарян. Она говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4, 19-20).

Действительно, разногласия между иудеями и самарянами были именно в этом вопросе, где поклоняться Господу. Самаряне считали, что надо поклоняться на горе, которая находится на их территории, а иудеи говорили, что только в храме Господнем, что находится в Иерусалиме можно достойно поклоняться Богу.

Если посмотреть на этот спор сегодня, то мы увидим, что этот спор был только разногласием по поводу обряда. Как и что нужно сделать правильно, чтобы почтить Бога.

Господь отвечает самарянке на этот вопрос: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4, 21) и далее продолжает: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 21-24). И вот, эти слова, что надо поклоняться в духе и истине, переворачивают все прежние представления о религиозной жизни. Это действительно революция в религии, потому что раньше важным был обряд. Теперь же Господь говорит о духе и истине. Если Бог есть Дух, то от нас требуется Ему поклонение именно в духе и истине душой нашей, а не только формой обряда.

Христианская Церковь существует уже около двух тысяч лет и в ней тоже появились свои обряды. Как жалко бывает, когда становится видно, что люди скатываются вновь и вновь только к одному обряду, не думая о духе и истине. Наглядным примером такого отношения часто могут быть крестины, совершающиеся в храме.

В нашем храме Крещение совершается очень часто, и младенцев крестим и взрослых, но почему-то не наполняется храм этими новыми крещенными. Это происходит из-за того, что нет у взрослых, принявших Крещение, глубокого понимания свершившегося Таинства, нет понимания того, что происходит умирание для старой, ветхой жизни и воскрешение в жизнь новую, жизнь светлую, радостную – жизнь со Христом. И именно поэтому Крещение превращается просто в обряд, несмотря на предварительные беседы.

Если Крещение для многих просто обряд, то дух и истина уходят из этого Таинства и потому храмы не наполняются новыми крещенными людьми. В связи с этим, нам надо понимать, что все в Церкви должно наполняться смыслом, духом и истиной. Если это исповедь, то она должна наполняться истинным покаянием. Если это Божественная литургия, то это – единение и любовь с Богом и друг с другом во Христе. Если это молитва – значит это движение нашей души к Богу, потому, что молитву ведь тоже можно превратить в обряд. Когда мы произносим слова молитвы, а наш ум витает где-то далеко от их смысла. То это уже обряд.

Поэтому надо наполнять смыслом каждое наше религиозное движение, каждое Таинство, каждую молитву, исполняя при этом слова Христа о поклонении Ему в духе и истине. Через Него – наше поклонение Отцу, потому что сказано: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4, 23). Если мы призваны Им, если мы находимся здесь, то нам ни в коем случае не стоит возвращаться вновь в ветхий завет, думая, что обряд нас спасет. Нет, надовсе наполнить смыслом, наполнить движением нашей души и тогда – это будет истинное поклонение Богу в духе и истине.
Аминь! Христос Воскресе!

Проповеди

shlenov15.04.2018
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, какие яркие и живые образы встают перед нами, когда мы читаем Евангелие, в котором говорится о Воскресении Христовом.

Вот, мы видим Марию Магдалину, которая идет ко гробу, которая видит Христа и не узнает Его. Только после обращения к ней: «Мария!», она вдруг понимает все и отвечает сразу: «Учитель!» (Ин.20, 16). Вот мы видим Петра и Иоанна, которые по слову Марии, идут ко гробу и не находят ничего. Но как пишет апостол Иоанн сам о себе: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин.20, 8).

Вот мы видим двух путников, которые идут из Иерусалима в Эммаус и Христос, приблизившись, идет вместе с ними. Между ними возникает разговор, но они не узнают Его до той поры, пока Он не преломил хлеб. Как только Он сделал это, они перестали Его видеть и потом они говорят между собою, восклицая: «…не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24, 32).

И вот сегодняшнее явление Христа, которое мы вспоминаем - явление ученикам вместе с апостолом Фомою, который прежде не верил свидетельствам учеников о явлении им Воскресшего Христа. До этого, восемь дней назад, апостол Фома говорил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.21, 25). И, вдруг, является Христос. Фоме уже не нужно прикладываться к Его ранам, и не нужно влагать руку в Его ребра, увидев Христа, он только восклицает: «Господь мой и Бог мой!».

Иисус, обращаясь к Нему, произносит слова: «Ты уверовал, потому что увидел Меня; блаженныневидевшиеи уверовавшие» (Ин.21, 29).

И вот мы сегодня собрались в храме, собрались те, о которых Христос говорил: «Блаженны не видевшие, но уверовшие».

Действительно, мы поверили свидетельству Его учеников, свидетельству о Его Воскресении, потому что вера в Воскресение Христа – центр христианства, без Него весь дом рушится, это то во что мы твердо верим.

Не даром Пасха является нашим главным праздником, праздников праздник, праздником –радостным, удостоверяющим нас, что мы находимся на верном пути.

Но не надо забывать слова Христа, которые Он сказал своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин.15, 16).

Будем это помнить, будем помнить, что вера – это дар Божий. Не мы когда-то выбрали, что пойдем за Христом, но Господь нас избрал идти вместе с Ним. Это одновременно радостно, но и ответственно. Радостно, потому что мы в числе избранных, радостно потому, что Господь призрел на наше сердце и на нашу душу.

Ответственно же потому, что нам нужно быть тем самым светильником, который светит во тьме и через который люди находят верную дорогу в Царствие Небесное: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5, 16). Христос Воскресе!
Аминь!

Проповеди

shlenov29.04.2018
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали притчу или даже рассказ о расслабленном. В Иерусалиме, у Овечьих ворот, была купальня с пятью крытыми ходами. В Евангелии говорится: «В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее повозмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин.5, 3-4).

И вот Господь видит расслабленного, подходит к нему и спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин.5, 6). На что больной отвечает: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5, 7). В ответ он слышит: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5, 8).

Исцеленный человек взял свою постель и пошел совершенно здоровый. Такой, вкратце, рассказ в Евангелии.

С одной стороны, если мы будем размышлять об этом, то первое, что нам бросится в глаза и придёт на ум, то это слова этого самого расслабленного: «Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню». С другой стороны, можно много говорить об эгоизме окружающих людей, красиво рассуждатьо том, кто является нашим ближним. Но давайте подумаем, что если бы 2000 лет назад каждый из нас оказался бы возле этой самой купели, разве помог бы он этому самому человеку?

Ведь у нас есть множество знакомых и близких, у нас есть дети, которые зачастую болеют, у нас есть престарелые родители, есть братья и сестры, пока здоровые, и много знакомых, которым надо помогать, и, какое нам было бы дело до этого самого человека, от которого может и плохо пахнуть, на котором есть струпья и лишаи. Нет, нам легче помочь тем, с кем мы общаемся и встречаемся, а этот человек точно так же продолжал бы лежать, неизвестно, сколько лет, до конца жизни, если бы Господь не исцелил его.

И вот, здесь, выходит на первый план, в этом рассказе, тема одиночества. Действительно, этот человек пролежал 38 лет в одиночестве, и никому не было абсолютно дела до него. Нам трудно себе это представить, хотя и легко говорить о том, как трудно всю жизнь провести так.

Вот Господь приходит к нему и не требует, чтобы он обратился к Нему. Этот расслабленный ведь и не просил Христа ни о чем. И Спаситель не требует от него той веры, о которой он спрашивал остальных. «Встань, возьми постель твою и ходи», – вот какие были слова Господа.

И все это было для того, чтобы показать, насколько Господь близок человеку в его одиночестве. Бывают в жизни моменты, когда и нас может коснуться это одиночество. Когда перестанут, вдруг, близкие быть близкими, когда люди отвернутся от тебя по тем или иным обстоятельствам. Здесь нет места для печали, потому что с приходом к человеку Христа, он теперь не одинок, только надо распахнуть свое сердце Христу, надо обратиться к Нему с искренними словами, надо понять, что Христос ближе к нам, чем мы сами к себе, чем самый близкий человек на земле.

Мы знаем, что все непостоянно, все колеблется в этой жизни, и дружеские, и родственные связи разрываются, через ожесточение, в конце концов.

Не так со Христом, Он не оставит нас никогда, Он всегда будет близко к нам, настолько близко, что искренне верующий человек, которому Царство Небесное будет важнее всего в жизни, никогда теперь не будет одинок. Если нет одиночества, то значит что Царствие Небесное близко и оно с нами.
Аминь!

Проповеди

zhirov15.04.2018
Антипасха
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Сергий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас братья и сестры с воскресным днем и попразднством великого праздника Пасхи Господней. Первый воскресный день после Пасхи святая Церковь именует Антипасхой, что в буквальном смысле значит – вместо Пасхи. В этот день совершается торжественное богослужение, поется величание Господу Иисусу Христу.

Вчера мы с вами пели величание в этом храме и иногда эту неделю называют еще неделей новой или неделей Фоминой. Через семь дней после Своего Воскресения Господь вновь является своим ученикам ради одного своего ученика Фомы, которого не было со всеми перед этим явлением, когда ему говорили ученики, что видели Господа, но он отвечал: ««…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.21, 25). И вот Христос приходит после Своего Воскресения, когда и Фома со всеми учениками. Почему Фома не поверил апостолам, почему вместо того, чтобы получить порицание за свое неверие, он получает такую милость – Господь приходит ради него.

Об апостоле Фоме в Евангелии говорится очень мало. Так именно апостол Фома, узнав о смерти Лазаря, обращается к своим друзьям, ученикам Христа: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11, 16). Он так говорил потому, что знал, что повсюду иудеи ищут смерти Христа и тех, кто с Ним. И его слова «умрем с ним» - как понять? С кем он зовет умереть –с Лазарем или со Христом? Со Христом. Такие слова не часто можно услышать из уст людей, и такие слова люди не забывают и не забывает Сам Бог.

Такие же слова, что не поверю, пока не увижу, говорят очень многие люди, которые не ищут ни истины, ни Бога, ни спасения и не способны на многое ради пользы ближнего своего. Таким людям Господь не является, дабы не умножить в них богопротивление, когда они не могут защитить ничем явленные им истины. Господь явился Фоме, так как Фома, не зная о победе жизни над смертью, был готов умереть за Христа. Ведь апостол Фома решил для себя, что если не со Христом жить, то лучше умереть.

Господь является ученикам на восьмой день своего Воскресения и сразу обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20, 27). На это апостол Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20, 28). На что Христос, как бы укоряя его, говорит: «Ты уверовал, потому что увидел Меня; блаженныневидевшие и уверовавшие» (Ин.21, 29). Фома был настолько обрадован Христу, что этот укор был для него ничто, он был готов на любые подвиги, на любой труд, чтобы показать и явить Христу свою любовь.

И мы из его жития знаем, что Фома, как говорит святитель Иоанн Златоуст, прежде имевший самую малую веру из всех апостолов, по благодати Божией, явился более мужественным и твердым в деле проповедования слова Божия среди языческих народов.

Апостол Фома проповедовал Евангелие в Эфиопии, Мессопотамии, Палестине , современном Ираке и даже дошел до Индии, всюду свидетельствуя людям об Истине, о явлении Бога Спасителя. В городе Мелиаполе он своей проповедью обратил ко Христу жену и дочь правителя этого города, за что был посажен в темницу, и претерпел все возможные страдания и мучения за Христа и, наконец, он был исколот копьями, приняв за Христа мученическую кончину.

Мы с вами, братья и сестры, можем тоже достигнуть блаженства в Боге, если не видя Его, будем иметь веру в Него, если вопрос веры и не веры, будет для нас вопросом жизни и смерти. В том то и состоит блаженство, чтобы встретить Господа, не как свидетельства от кого-то, что Он есть, а как величайшего нашего Друга, о Котором истомилась наша душа. Так апостол Фома увидел Господа Воскресшего и свою веру подтвердил всей своей жизнью,следуя за Христом. Блаженны будем и мы, если, не видев Христа, будем верить в Него с надеждой обретения вечной жизни с Ним. я нас.
Аминь!
Христос воскрес!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »