Проповеди

shlenov07.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! На прошлой неделе мы с вами праздновали сошествие Святого духа на учеников и собственно, образование Церкви Христовой. И вот теперь Святая Церковь предлагает нам вспомнить тех, кто стяжал в своем сердце, в своей душе этот самый Дух святой, посланный Господом своим ученикам. Нам надо понять, что святые это не какие то сверхчеловеки, это обычные люди с такой же с душой, и с такой же плотью, как и у нас и они не чем не отличались от тех, кто стоит сейчас здесь в этом храме. Но однажды, каждый из них, услышав Благую Евангельскую Весть увлекся ею так, Что она стала главным смыслом жизни, потому, что все таки наше сознание определяет нашу жизнь.

Наша душа, наше сердце, наш разум заставляют нас жить так, как мы живем. Если наша душа и наш разум влечет нас к накоплению материальных благ, значит, мы будем это ставить во главу угла и все другое будет побочным. Если главное для нашего сознания, нашего разума это наша семья, значит мы будем делать все, чтобы нашим близким, нашим людям было хорошо. Но сегодня мы с вами слышали в Евангельском чтении поистине страшные слова, Господь говорит: «Кто возлюбит родителей своих или своих детей или жену, или мужа больше чем меня, тот меня не достоин». Казалось бы, услышав эти слова многие из нас должны были бы соблазниться. Как же так? Ведь Господь заповедовал нам любить ближнего нашего. Но дело в том, что здесь Господь говорит нам о том, что следование за Христом, что любовь к нему должны быть самым главным смыслом и центром нашей жизни. Все остальное должно быть вторичным, даже любовь к нашим близким, к нашим дорогим, семейным, родителям, детям, мужьям и женам должна быть после того, как мы возлюбим Христа и его заповеди. И в этом нет ничего страшного, потому что это ведет ко спасению многих и многих людей. Святые ведь спасались не сами по себе, вокруг них спасалось множество и множество людей и может в первую очередь их близкие и их семьи. Когда читаешь житие того или иного святого, его родители или его дети тоже становились святыми или в крайнем случае вели праведную жизнь. Потому что когда сердце любит Господа, оно любит и всех остальных людей. И в Евангелии именно об этом говорится. Мы не сможем возлюбить нашего ближнего, если всею душой и всем сердцем своим не возлюбим Господа своего. А любить Господа это значит исполнять его заповеди, а исполнять его евангельские заповеди это значит быть чужим этому миру это значит, выйдя за двери храма ощущать, что вокруг находится мир с его житейскими заботами. И он печётся совсем о другом, его цели совсем не те, что цели христианские. И сердце каждого человека принадлежащего миру отстают далеко от любви и заповедей христовых.

Так что сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, праздник любви к Господу, любви которой возлюбили его святые, которые были плоть от плоти нашей. Они были совсем не другими, они были такими же, другой была их любовь, потому что их душа и сердце откликнулась и устремилась к Господу так, что они даже после смерти помогают нам. Обращаемся к ним с молитвою мы знаем об их помощи, об их чудотворениях, об их исцелениях, потому что любовь к Господу преодолевает и смерть человеческую. Смерть уже не властна над святыми, над праведниками, над теми, кто последовал за Христом. Они остались живы и помогают нам и слышат нас и зовут нас Господа возлюбить тою же любовью, которой они Его возлюбили.
Аминь!

Проповеди

zhirov10.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Сергий Жиров.

В беседе с самарянкой, которую мы сегодня слышали при чтении Евангелия, Господь наш Иисус Христос научает нас с вами, как мы должны с вами поклоняться и молиться Богу. «Бог есть Дух,- говорит Он,- и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине». Когда мы с вами дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем себе крестное знамение, преклоняем перед ними наши колена, совершаем земные поклоны, возжигаем перед ними свечи, лампады, украшаем храм, когда мы совершаем поклонение, чествование только внешнее и наружное, такое поклонение не есть поклонение в Духе и Истине, и не есть это даже сама молитва, только внешняя принадлежность самой молитве. Тогда только эта молитва будет иметь цену, когда она будет выражением нашего с вами внутреннего духовного настроения, душевного стремления к Богу. Истинная, святая и спасающая нас молитва- это возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени это тогда, когда душа человека возносится к Богу, входит в тесное общение с Богом, беседует с ним и становится как бы един дух с Господом. И таким образом испытывает с ним не земное, а небесное блаженство и радость. Если мы с вами, молясь Богу, произносим молитву устами, но при этом не внимаем тому, что наши уста говорят, то как можем надеяться на то, что Бог будет внимать нашим молитвам. «Как ты хочешь,- говорит Блаженный Августин, -чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь». Сам Господь осуждает таких холодных, ленивых, не внимательных к молитве. «Приближаются ко мне люди сии, устами и языком чтут меня, но их сердце далеко отстоит от меня, тщетно чтут меня».

Наши души развлекает во время молитвы эта суета, наши земные заботы, которым мы уделяем столько времени и сил, греховные помышления, все это от того, что мы приступаем к молитве без благоговения. Без предварительной подготовки к ней, молитва наша будет невнимательной и рассеянной, когда мы приступаем к ней после каких то дел, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено наше воображение. Приступая к Богу, христианин должен спросить себя, напомнить себе, к Кому он приступает, чтобы излить перед Ним свои прошения, благодарения молитвословием. Приходя в храм Божий, христианин также должен напоминать себе, что храм- это место особо благодатного присутствия Божия, где с нами вместе невидимо молятся ангелы с небес, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит за кладезем и датися вснедь веку. Господь повелевает нам поклоняться в Духе и Истине. Это не то, как мы с вами хотим, как умеем, но поклоняемся Ему в Истине так, как научает нас сам Бог своим примером, как установили Святые Апостолы, святые люди, как призывает нас , исполнять это святое дело Святая Церковь Христова. Бог есть Дух, как говорил Господь самарянке, Ему поклоняться надо в Духе и Истине. Что значит поклоняться Богу духом?

По большей части мы с вами поклоняемся Богу, собираясь в храме Божьем. Но поклоняемся ли мы и здесь ему в духе? Если наши молитвы не усердны, невнимательны и рассеяны, то даже если мы осеняем себя крестным знамением, но при этом не питаем чувства благоговения перед Богом, думаем совсем о другом, телом присутствуем в храме, а духом нашим путешествуем, находимся на торжище мира сего, то очевидно, здесь духа как раз то и нет, он не присутствует здесь. И, напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом, соединяется со всеми горними святыми силами, со всеми святыми, когда возносится от земли горе, от предметов видимых к невидимым. Становится един дух с Богом парит дух в мире духовном. Такая молитва есть поклонение Богу духом. Но поклонение Богу Духом тоже будет недостаточным, если в этом не принимает участие наше тело. Апостол Павел повелевает: «Прославляйте Бога в делах ваших и душах ваших». Мы с вами есть существа двухсоставные, состоим из тела и души и, следовательно, и то и другое должно молиться, должно поклоняться Богу. Если такое поклонение есть, то оно истинно и правильно, это то самое поклонение, которому научает нас сегодня евангельское повествование о беседе с самарянкой Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь! !

Проповеди

zhirov17.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Сергий Жиров.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
По свидетельству апостола и евангелиста Иоана Богослова, мы с вами слышали сегодня, сегодня слышали это в сегодняшнем евангельском чтении, фарисеи негодовали на Иисуса Христа за то, что он проявив божественное человеколюбие, милосердие в субботу исцелил слепорожденного, даровал ему зрение. Они говорили, не от Бога этот человек, ибо не чтит субботы, другие же говорили, как может грешный человек творити такие чудеса. И вот такая лицемерная оценка фарисеев, она побуждает нас с вами поразмыслить, порассуждать над тем, как мы с вами исполняем заповеди Божии и чтим божественные праздники.

Прежде всего мы с вами всегда должны помнить, что Господь сотворил субботу и есть господин и субботы как и всей нашей жизни. По заповеди Божией шесть дней человек должен делать дела свои, а седьмой день посвящати Господу Богу. Еще в Ветхом Завете Господь определил и заповедал, чтите седьмой день, отдавайте должное праздничным дням. Праздничные дни, воскресные дни христианин должен посвящать Иисусу Христу без которого мы с вами не сможем сделать ничего хорошего. Хотя бы раз в неделю в человеке должно пробуждаться чувство горнего, небесного, божественного.

Хотя бы раз в неделю в человеке должно проявляться потребность в молитве чистосердечной, искренней, глубокой, покаянной, подобной молитве мытаря «Боже, милостив буде ко мне грешному». Необходимо для нас с вами, верующих людей, в установленные Богом праздники, что бы хотя бы в эти дни мы с вами думали не только о хлебе насущном, питающем наше тело, но и о хлебе духовном, питающем нашу душу и без этого хлеба для христианина нет Жизни Вечной. Соблюдение воскресных и праздничных дней дает человеку возможность заглянуть в свою душу, обратить внимание на самого себя, познать самого себя, ибо повседневная жизнь, суета, она захватывает человека, погружая его в глубину житейского моря.

Бог установил праздничные дни, что бы человек в эти дни задавал себе вопрос, спрашивал себя для чего мы с вами живем на белом свете, и находите ответ на этот вопрос. Посещение храма божия каждый день, он несет и дарует нам с вами что то необходимое, необходимое для ума, для сердца, для души и для нашей жизни. Так и каждые воскресные праздничные дни ни питают нашу душу духовно, помогают идти человеку к совершенству. Вот например праздник Рождества Христова, он благовествует людям и миру о божественном нисхождении, о божественной любви к нам с вами ради которой Сын Божий, Сын Девы бывает и становится сыном человеческим. Праздник Святой Пасхи опять же открывает нам победу Божественного и Божественного и Истинного Света над грехом над смертью, открывает торжество бессмертия и вечной жизни, указует человечеству путь ко всеобщему Воскресению и наследию Вечной радости, Невечерней дни пасхи Небесной, праздник Вознесения Господня, то же самое указует человеку путь на небо во след за Христом Спасителем.

Празднование, чествование воскресных, праздничных дней, они дают христианину духовную жизнь, духовную пищу, радость о Боге, дивном во Святых Своих. Всякий праздничный день в Боге, он укрепляет нашу веру и дает нам на примере Святых Угодников Божиих пример учиться Истине, созиданию нашего спасения, жизнь пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святых угодников божиих, являет нам пример чистой и великой веры, веры способной творити великое и славное и спасительное. Мы в свои праздничные дни собираемся в храме божьем, чтобы здесь едиными устами, единым сердцем славити Бога, дивного во святых своих, Бога, единого по существу, и троичного в лицах и вместе с тем наслаждаться радостью общения с Богом, с небожителями, друг с другом. Общая молитва, она согревает наши сердца, просвещает наши души и горячая молитва рядом с нами молящегося она способна расплавить холодность нашего сердца, черствость нашей души. И не правы те люди, будучи православными христианами, говорящие о том, что не обязательно посещати храм божий, мол Богу можно молиться везде, на всяком месте и на всякое время. Не правы эти люди! Все мы с вами знаем, как в нашей суете, заботе, по большей части о земном, как трудно воздать Богу должное, быть в молитвенном общении с Ним, иметь его в своем сердце.

Господь и утвердил праздничные дни, чтобы мы с вами в храме божием сами себе и друг другу предавались молитвенному общению с Богом, этой радости, ниспосылаемой нам Богом во Святой Церковью, здесь в нашей общей молитве они возносятся к престолу божию как фимиам и низводят нам от Бога благодать, Благодать милующего нас, очищающюю от грехов, освещающюю нас и спасающюю нас. Господь исцелил слепого человека, несчастного человека в субботу, тем самым он не нарушил субботы, он освятил ее и напомнил всякиму своему последованию, что праздничные дни мы должны уделять не только себе, но и подобным нам людям. Чествование воскресных, праздничных дней является проялением нашей любви к Богу и к ближнему, любви искренней и сердечной, сострадательной, помогающей нам сносити тяготы друг друга и таким образом исполнять закон христов. И как первые христиане, которые слышали его на всякий день собирались в храме и прославляли Бога, так и мы с вами хотя бы один раз в неделю должны посещати храм божий, и благодарити Бога за то, что он дал на 6 дней делать наши дела, а 7 день отдавати Богу, благодарить его за его милости, человеколюбие, за то , что он милует и хранит нас и умудряет, спасает нас. На всякое время совершати добрые дела, угодные богу и спасительные для нас.
Аминь!
Христос воскрес!

Проповеди

shlenov10.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня те, кто находился на Божественной Литургии слышали читающееся сегодня Евангелие в котором рассказывалось о беседе Христа с самарянкой. Конечно, вся эта беседа достаточно глубока и поучительна для нас. В этой беседе были открыты многие и многие Истины, но наверное, самым основным был вопрос самарянки ко Христу «Господи, отцы наши говорили, что надо на этой горе поклоняться, а иудеи поклоняются в другом месте. Как правильно?».

И Господь ей отвечает: « Наступает время и нас тало уже, что не на этой горе и не на другой будут поклоняться Богу. Истиных поклонников ищет себе Господь. И истинное поклонение ему это поклонение в духе и истине».

И вот эти слова требуют вдумчивого поклонения, вдумчивого отношения к ним. Потому что просто так не понять, в чем же здесь глубина.

Самарянка обращается с вопросом ко Христу: « На этой горе или на другой?», другими словами, как ей правильно исполнить обряд. Ведь если правильно исполнить обряд, значит поклонение будет истинным.

На что Господь отвечает: « Нет! Дело совсем не в обряде, а дело в духовной жизни нашей». И как часто получается так, что мы похожи, может быть, на самарянку, которая ищет, как правильно совершить тот или иной обряд. И вся наша жизнь религиозная заключается в том, что мы каждый день исполняем тот или иной обряд.

Ведь если посмотреть на те молитвы, которые мы совершаем ежедневно, утренние и вечерние, ведь как порой наши мысли далеко отстоят от того смысла молитвы, который в ней начертаны. Мы можем витать своими мыслями очень далеко, больше всего в суете нашей житейской. Но мало у кого получается искренне и от сердца обращаться к Богу с теми самыми словами, которые у святых шли именно от их сердца. Ведь мы видим надписи авторов молитв. И Василий Великий, и Иоанн Дамаскин, и многие святые. Это были их слова, они их не где-то прочитали, это то, что шло из их сердца, из их души и они искренно изливали перед Богом эти слова.

Получается у нас также искренно или нет? Для простого примера можно взять исповедание грехов, которые каждый христианин читает вечером в рамках вечерних молитв. И давайте посмотрим, перечисляя эти грехи, действительно ли мы каемся в них, и действительно ли завтра мы исповедуемся перед Богом. Ведь эта исповедь почти не отличается от той исповеди, которую мы говорим перед священником в храме. В храме мы обращаемся к Богу, который невидимо стоит, приемля исповеданье наше, и в этих молитвах мы тоже обращаемся к Богу, прося простить наши прегрешения, а ведь, если мы просим простить, значит мы обещаем Богу больше их не совершать. Вспоминаем мы ли вообще, что мы каялись перед Богом? В осуждении в гневе, в зависти, во многом другом, что там написано. И получается так, что молитвы вечерние и утренние превращаются в обыкновенную вычитку. Мы читаем только глазами, почти это не доходит до сердца нашего, до разума и до души.

То же самое обстоит и с молитвами ко святому причащению. Часто это тоже для нас исполнение нужного правила, очередная вычитка и ничего более. Если бы мы действительно от души и от сердца обращались с этими словами к Богу, то мы не оставались бы теми же самыми в течении нескольких десятков лет. Хоть многие из нас причащаются с детства и причащаются до глубокой старости. И получается так, что изменений нет почти. Мы думаем, что причастие изменит нас механически. Вот мы вычитаем правило, последование, каноны, исповедуемся, причастимся, перед этим попостимся 3 дня и все.., будто мы должны стать другими. Но эти самые наши размышления опровергают сегодняшние слова Христа. Поклоняющиеся должны поклоняться в Духе и Истине, а не совершать какой-то обряд. А у нас даже в обряд превращается присутствие на Божественной Литургии.

Я уже несколько раз говорил, что не надо подходить к иконам, стоящим посреди храма во время Божественной Литургии. Слова абсолютно ничего не значат для людей, они продолжают подходить. Уже натянули ограждение возле этих икон, и то люди, которые часто ходят в храм, которые с детства находятся в церкви, подходят, ставят свечку и идут кланяться иконам. Это же опять обряд и не присутствие на Божественной Литургии. Мы привыкли их выполнять и выполняем их во множестве, и потому духовная жизнь еле еле тлеет в нас. Потому что искренних молитв, борьбы за эту молитву почти не осталось в нас.

Мы думаем, что все произойдет само собой, что Господь нас изменит. Нет, никогда это не произойдет, если мы всеми силами нашей души не попытаемся быть искренними перед Богом и обращаться к нему в Духе и Истине. Это значит вести духовную жизнь. Господь так и говорит «Бог есть Дух», и поклоняющийся правильно должен покланяться ему в Духе и Истине. А главное - наша духовная жизнь, потому, что наша душа, наше сознание определяют нашу внешнюю жизнь. Кто-то сказал: « Дух творит себе Бога», и это действительно так. Вся наша жизнь определяется тем, что есть внутри нас. Если мы раздражаемся, гневаемся, завидуем и осуждаем, это значит, в душе нашей страсти еще не искоренены. Поселились и никак не хотят оттуда исторгаться. И значит наши усилия нужны, и помощь божья нужна. И только тогда, когда будет наша искренняя молитва, может, даже неважно, какая она будет искренняя: словами, написанными в молитвеннике, или наши собственные слова, идущие из глубины нашей души. Если будет в нас сознание того, что присутствие на Божественной Литургии - это не просто обряд, а участие в Тайной Вечере нашего Спасителя.

Хорошо бы, конечно, перед тем как причаститься, прочитывать те слова Христа, которые Он говорил ученикам на Тайной Вечере, потому что мы тоже участники, и мы тоже в числе Его учеников, и мы тоже находимся во время Литургии в той самой Сионской горнице, после которой Христос пошел на Голгофу. И вся наша религиозная жизнь должна быть абсолютно искренним порывом к тому, чтобы возлюбить Бога и человека. И здесь нам абсолютно не хватит каких-то обрядов, которые установились, укоренились и порой в нашей душе стали выше всего в религиозной жизни, выше благословения священника, выше порой учения Церкви. Потому, что Учение Церкви говорит о том, что мы каждое воскресение должны приобщаться Святых Христовых Таин. А ведь нам трудно исполнить обряд, нам трудно прочитать каноны, попоститься, еще последование надо почитать. Очень всего получается много и из за того, что много, мы причащаемся редко. Опять становится обряд выше Христовых Таин.

Давайте подумаем над этим братья и сестры, давайте попытаемся понять, что духовная жизнь определит в конечном итоге и наше спасение, а не то каким образом мы совершили то или иное религиозное установление.

Наша душа вечна, наша душа спасается или погибает, и спасение это возможно только через жизнь души нашей и поклонение Богу в Духе и Истине.
Аминь!

Проповеди

shlenov17.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня на божественной литургии мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь исцелил человека слепого от рождения. Это чтение послепасхальное. В этот послепасхальный период читались Евангелия о женах мироносицах, о Фоме и о том, что происходило непосредственно после Воскресения, читалось Евангелие о самарянке, о духовной жизни, можно сказать и вот сегодня, казалось бы, простое исцеление. Что же в этом особенного? Почему Церковь предлагает нам это Евангелие именно в пасхальный период?

Дело в том, что это исцеление являет собой как бы образ нашего мира. Господь исцеляет человека, слепого от рождения, открывает ему абсолютно новую жизнь, потому что жизнь во Христе может быть сравнима с тем, когда человек был слеп, а потом вдруг прозрел. Потому, что Христос принес не какое то новое учение на землю, не просто набор заповедей и правил. Господь принес верующим в Него новую жизнь, которую он называл Царство Небесное. Эта новая жизнь царство любви, доброты, красоты, прощения, смирения, всего того. что так не принимает наш мир. И именно по этому, когда слепой заговорил о своем исцелении, о своей новой жизни он был отвергнут этим миром в лице фарисеев. Казалось бы, как странно, фарисеи отрицают абсолютно очевидное. Ведь человек был слеп и вдруг он прозрел, совершилось действительно чудо. Он не просто прозрел, он был слепой от рождения. Как говорит Евангелие никто никогда не слыхал, что бы слепому от рождения кто то даровал зрение. Фарисеи призывали людей. Даже родители его свидетельствовали о его исцелении. Но даже родители предали своего сына, потому, как говорит Евангелие боялись фарисеев, потому что те говорили, что отлучат тех, кто будет веровать во Христа.

И действительно, боязнь оказаться одному, оказаться вне общества заставила и родителей тоже отречься от этого исцеления и человек оказался один. Но он уже имел новую жизнь, новый взгляд. Ему открылась красота этого мира и уже ничего не могло его остановить. Никакого страха уже не было в его сердце. Он открыто противостоял фарисеям, он открыто объявил себя учеником Христа. И когда вышел и когда остался один, как говорит Евангелие, Христос вновь находит его задает ему обычный вопрос «Веруюшь ли в Мя». И этот человек ответил с верой и поклонился ему.

Вот также этот внешний мир никогда не принимает той новой жизни, которая открывается христианину. Были попытки даже создать христианские империи. Но, во первых, эти попытки претерпели неудачу, а во вторых даже в православном государстве, по настоящему, истинных христиан все равно очень мало. Человек, которому открылась новая жизнь, не просто, который исполняет предписания и законы, а который действительно живет по новому, становится чужим для окружающего мира. Он становится не своим и чужим для своих и именно по этому Господь создал Церковь Свою, чтобы объединить этих людей у которых вдруг отверзлись очи в их сердце, которые были бы словно слепые, но вдруг прозрели.

И Господь зовет нас к себе и Господь говорит, что никакие врата ада не одолеют нас. И когда мы понимаем это, что мы становимся чужими для окружающего мира. И когда понимаем, что в нашем сердце еще страсти, которые нам мешают жить новой жизнью. Мы понимаем слова Христа о том как узка дорога в Царствие Небесное и что совсем немногие находят ее. Но несмотря на отвержение мира, несмотря на грехи наши которые еще давлеют над нами. Открывшаяся нам новая жизнь все равно должна победить в христианском сердце, потому, что мы веруем Христу. Пусть мы немощны, пусть мы постоянно падаем, но мы верим Ему, раз и навсегда отдав ему свое сердце. И верим, что Он поможет нам, а если так, то непременно наша жизнь приведет в то Царствие Небесное, которое обещал нам Христос еще здесь на земле!
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »